Маркировка энергоэффективности инженерного оборудования, как основной инструмент энергосбережения

14.04.2010. Маркировка энергоэффективности инженерного оборудования, как основной инструмент энергосбережения

Россия, опираясь на мировой опыт, готовится к введению маркировки энергоэффективности инженерного оборудования. В статье проанализированы существующие на сегодняшний день в мировой практике основные системы маркировки энергоэффективности и даны схемы сертификации энергопотребляющего оборудования.
Маркировка энергоэффективности является основным и наиболее действенным инструментом энергосбережения и экологического оздоровления окружающей среды, движущей силой снижения энергоемкости валового национального продукта.
Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает требования по энергоэффективности энергопотребляющего оборудования, изделий и материалов, а также зданий, строений и сооружений. Данные требования должны быть реализованы в форме маркировки показателей энергоэффективности.
Маркировка энергоэффективности оборудования – это способ классификации и идентификации однотипных изделий по характеристикам энергопотребления с присвоением соответствующего маркировочного знака.
В России уже вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара». Данный документ содержит перечень видов товаров и принципов правил определения потребителями и импортерами класса их энергетической эффективности. Результатом действия постановления станут изменения в общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации указанных в документе товаров и обязательная их маркировка.
Маркировка энергоэффективности энергопотребляющих изделий стала применяться в Европе с 1990 года в сфере бытовой техники (холодильники, морозильные камеры, стиральные и посудомоечные машины). К настоящему времени энергопотребляющее оборудование охвачено маркировкой энергоэффективности более чем в 50 странах мира, включая США, Канаду, Австралию, страны ЕС, ряд азиатских и латиноамериканских стран. Номенклатура маркируемых индексами энергоэффективности изделий перешагнула рамки бытовой техники и включает еще и осветительные приборы, насосы, котлы, кондиционеры, теплонасосные установки, электродвигатели, автомобили. В Западной Европе класс энергоэффективности присваивается эксплуатируемым зданиям.
В мировой практике сложились две основные системы маркировки энергоэффективности.
Первая система, принятая в США, Канаде, Мексике, получила название «Energy Guide». Американская модель предполагает анализ энергопотребления однотипных изделий и выделение из них примерно 25 % с наименьшим энергопотреблением, которым и присваивается почетная марка Energy Guide.
Количественные характеристики энергоэффективности, выражаемые, как правило, в относительных единицах, для каждого вида изделий регламентируются государственными стандартами. Стандарты вводятся на период 2–3 года и по мере совершенствования энергосберегающих технологий обновляются.
Вторая модель маркировки, принятая в странах ЕС, предполагает разделение всех изделий однотипной группы на семь классов, от А до G (аналогичные обозначения для классов энергетической эффективности товаров приняты в России согласно Постановлению РФ № 1222). Разделение производится по равным диапазонам количественных показателей энергоэффективности во всем интервале характеристик однотипных изделий – от самых энергоэкономичных до самых энергорасточительных. Характеристики энергоэффективности также подкрепляются стандартами, обновляемыми по мере необходимости.
Маркировка энергоэффективности предполагает нанесение на изделие или его упаковку красочной этикетки стандартного образца с указанием класса энергоэффективности каждого изделия.
Испытания энергопотребляющих изделий на соответствие классу энергоэффективности производятся по стандартизированным методикам.
Последняя схема – наименее затратная – получила наибольшее распространение.
Практика показала, что маркировка энергоэффективности стала основным и наиболее действенным инструментом энергосбережения, движущей силой снижения энергоемкости валового национального продукта.
К основным рычагам влияния маркировки энергоэффективности на энергоемкость экономики относятся:
    * ограничения экспорта энергоемкой продукции. Так, в страны ЕС запрещен ввоз изделий классов F и G, а на средние классы D и E введены временные ограничения;
    * политика вытеснения отечественного производства энергоемкой продукции в пользу высокотехнологичной энергоэффективной;
    * практика заключения международных торговых соглашений по повышению уровня энергоэффективности товарооборота и взаимном признании национальных маркировок энергоэффективности; так, предприятия стран, ориентированных на экспорт в США энергопотребляющего оборудования (Япония, Южная Корея, Китай), в добровольном порядке принимают условия сертификации Energy Star;
    * увязка энергоэффективности с эмиссией в атмосферу диоксида углерода, включение маркировки энергоэффективности в систему продаж квот на вредные выбросы в атмосферу (Киотский протокол);
    * система фискальных мер по ограничению производства и продажи энергорасточительного оборудования;
    * система преференций и государственной поддержки модернизации технологий производства энергоэффективной продукции;
    * система льгот и скидок для широких слоев населения – покупателей энергоэффективной техники в рамках ипотечных и потребительских кредитов;
    * пропаганда энергосбережения и бережного отношения к окружающей среде как в сфере образования, так и в сфере СМИ и менеджмента крупных торговых сетей.
Как правило, чем выше энергоэффективность изделия, тем больше его себестоимость и цена. Маркировка энергоэффективности производится же по относительным энергетическим показателям, напрямую не связанным с экономическими характеристиками. Так, энергоэффективность холодильников и морозильников оценивается по годовому расходу электроэнергии при стандартных условиях эксплуатации (кВт•ч в год), осветительных ламп – по относительной светоотдаче (Λм/Вт), зданий – по годовому расходу энергии на квадратный метр отапливаемой площади (кВт•ч/м2 в год). Проблема формирования потребительского спроса на энергоэффективные, но более дорогие изделия – одна из самых важных в стратегии энергосбережения, т. к. экономическая мотивация намного важнее и действеннее фискальных мер, механизмов нормативного и административного регулирования.
На Западе была предпринята попытка внедрения финансовой мотивации в систему маркировки энергоэффективности, и с 2005 года было введено понятие «цена жизненного цикла» энергопотребляющего изделия – LCC (Life Cycle Cost).
Показатель LCC интегрирует стоимость изделия (Си) и стоимость энергии (Се), израсходованной за период его эксплуатации, т. е. LCC = Си + Се.
Прослеживается некоторая аналогия с критериями экономической эффективности по приведенным затратам, служившими основой оценки инноваций в России в недалеком прошлом.
Проиллюстрируем показатель LCC на примере бытовых холодильников (таблица). Самая привлекательная цена у холодильника класса энергоэффективности G – 520 евро, но он самый энергорасточительный (720 кВт•ч в год), из-за этого его показатель LCC самый большой – 964 евро. Минимальная цена LCC у холодильника класса энергоэффективности В – 884 евро. Самый энергоэффективный холодильник оказывается не самый энергоэкономичный, его показатель LCC – 912 евро. Этот пример условный, но он дает представление о возможности информирования потребителей не только об энергетических характеристиках изделий, но и об их экономичности.
Введение показателя LCC в системе маркировки энергоэффективности дало новый импульс стратегии энергосбережения. В торговых сетях появилось два ценника на товары – обычный и ценник LCC; персонал торговых сетей объясняет покупателям целесообразность ориентации на показатель LCC.
Задача скорейшей реализации маркировки энергоэффективности как действенного механизма энергосбережения в стране отмечена в ряде федеральных программ, в документах форума G8 по проблемам энергетической безопасности. Кроме того, маркировка энергоэффективности является одним из важнейших инструментов экологического оздоровления окружающей среды как фактор снижения эмиссии в атмосферу диоксида углерода и в полной мере соответствует задачам Киотского протокола.
Попытки интегрировать отечественные стандарты в систему маркировки энергоэффективности предпринимались и ранее. В 1999 году были выпущены ГОСТ Р 51388–99 «Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения» и ГОСТ Р 51380–99 «Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям». К сожалению, указанные стандарты оказались практически невостребованными. Они по существу формально скопировали модель маркировки энергоэффективности Европейского союза начала 90-х годов прошлого столетия. Не были выработаны механизмы реализации системы маркировки энергоэффективности, не определены нормативные показатели энергоэффективности энергопотребляющего оборудования, не продуман перечень оборудования, подлежащего маркировке.
Не подвергая сомнению актуальность введения маркировки энергоэффективности в России, следует предостеречь от поспешного «слепого» копирования моделей зарубежных стран.
Мы можем столкнуться со снижением конкурентоспособности отечественных производителей энергопотребляющего оборудования, вплоть до банкротства многих предприятий и, как следствие, до усиления импортозависимости в высокотехнологичных секторах экономики. Необходима поэтапная система мер поддержки отечественного бизнеса в части модернизации производства, переходе на инновационные технологии.
Кроме того, и за рубежом уже признают несовершенство модели маркировки энергоэффективности, оторванной от экономических показателей (попытки в дополнение к маркировке ввести «цену жизненного цикла» – LCC). Логично не повторять ошибок зарубежных коллег и не забывать, что понятие «энергоэффективность» предполагает адекватность дополнительных инвестиций экономии эксплуатационных энергетических затрат, а не только энергосбережения.

Назад к списку статей