01.10.2009.
Средства видеоконференцсвязи как составная часть ситуационных и диспетчерских центров
Любое новое изобретение (или технология) должно доказать свою полезность, эффективность затрат, а также решать задачу, гарантирующую его существование. Видеоконференция показывает нам исторический урок в развитии технологии, у которой было много стартов, остановок и задержек на пути к становлению привычной системы связи в режиме реального времени, используемой многими предприятиями, правительствами, организациями, военными и учебными заведениями во всем мире.
Одновременно с ускорением темпов развития информационных технологий сокращается время, отпущенное на принятие управленческих решений или, тем более, решений, принимаемых в кризисных ситуациях. Для того чтобы принимать оптимальные решения с минимальными затратами времени, создается такой инструмент, как ситуационный центр либо ситуационная комната. Первые ситуационные центры стали организовываться на переходе двух веков, при этом диспетчерские центры существовали уже несколько десятилетий.
Основными задачами ситуационных центров являются:
- мониторинг состояния объекта управления с прогнозированием развития ситуации на основе анализа поступающей информации;
- моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем;
- экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация;
- управление в кризисной ситуации.
Ситуационный центр также дает возможность моделировать варианты развития событий, продумывать последствия тех или действий заранее, не дожидаясь наступления кризисной ситуации.
Состав ситуационных центров:
- экран коллективного пользования;
- средства видеоконференцсвязи;
- высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц-системы;
- электронные средства ввода графических данных - документ-камеры;
- интерактивные дисплеи;
- интегрированные системы управления.
Как справедливо можно предположить, наряду со средствами отображения информации ключевым элементом ситуационного центра является оборудование видеоконференцсвязи. Рассмотрим технологию видеоконференцсвязи подробнее.
К основным и вспомогательным устройствам видеоконференцсвязи относятся:
- основные - минимально необходимые устройства для проведения персональных и небольших групповых видеоконференций: терминал (кодек) видеоконференцсвязи и отображающее устройство (монитор, телевизор);
- вспомогательные - периферийные и дополнительные устройства, необходимые для групповых видеоконференций или для выполнения других задач: телекоммуникационное оборудование; аудиомикшер; микрофоны; дополнительные аудиоколонки; дополнительные устройства отображения; документ-камера; сенсорные панели; проекторы; проекционные экраны; контроллер зоны; шлюз; устройство многоточечной связи; источники бесперебойного питания; устройство аудио- и видеозаписи и т. д.