20.11.2009.
Сеть видеотелефонии
Телефония, реализующая потребность человека общаться на расстоянии, развивается с позапрошлого века. Видеотелефония, позволяющая не только слышать, но и видеть собеседника, явление тоже не новое. Причем надо отметить, что проводная связь, несмотря на более чем столетнюю историю, так и не успела полностью удовлетворить спрос на услуги связи - лишь в последние годы он практически полностью был удовлетворен сотовой связью. Видеотелефония же всегда была эксклюзивом, начиная от эпохи ламповых телевизоров, и даже после появления сетей ISDN для населения развилась только до стадии переговорного пункта.
Построение сетей IP и увеличение скоростей передачи и обработки пакетов информации предоставили технологическую базу для обеспечения видеотелефонной связи, но системной сети видеотелефонной связи до сих пор не создано. Появились, с одной стороны, выделенные корпоративные, офисные или ведомственные сети, которые создаются не специально для видеосвязи, но имеют такую технологическую особенность, с другой - различные сервисы типа Сипнет, реализующие программные телефоны/видеофоны, которые используют публичный Интернет как среду передачи.
Обе эти крайности имеют общее: они не являются частью ТфОП, чем обусловлены определенные неудобства пользования, например, ограничение в реализации передовых услуг связи типа видеотелефонии рамками локальной сети или отсутствие привычного номера формата Е.164 для входящей связи для пользователя Skype. Тем не менее, можно сделать вывод, что пользователи видеотелефонной связи есть. Причем в расчет не берутся пользователи мобильной видеотелефонии. И вовсе не потому, что сети 3G и выше не везде работают, или у них существуют еще какие-то проблемы. Наиболее важное ограничение - размеры смартфона. Видеотелефон, точнее его экран, все-таки должен быть достаточно большим. Таким образом, видеотелефон является в первую очередь "атрибутом кабинета", в крайнем случае, заднего сиденья автомобиля.
Спрос на видеотелефонию и его формирование
Пользователи фиксированной или относительно мобильной (Skype) видеотелефонии, как уже было отмечено, имеются. Это можно назвать началом формирования спроса "снизу". Рассмотрим основные категории "пионеров" спроса:
- пользователи, для которых видеотелефон (ВТ) является "атрибутом кабинета", не обязательно руководителя на предприятии, но и всех тех, кто может позволить себе иметь личный кабинет в квартире и на даче;
- корпорации (ведомства), имеющие свои видеосети, работники которых хотят пользоваться видеовызовами при общении с другой корпорацией (ведомством). Таким образом, спрос на круг общения по ВТ преодолевает границы корпоративной сети и требует выхода на абонентов другой корпоративной сети либо просто на отдельного абонента;
- гостиницы, особенно высокого класса, стремящиеся реанимировать использование своих фиксированных телефонных сетей;
- продвинутые пользователи, которых не устраивают проблемы программных телефонов, работающих через публичный Интернет;
- провайдеры Интернет и Triple Play, которые хотят расширить спектр услуг своим подписчикам;
- социальные пользователи (глухонемые), для которых ВТ станет средством общения на расстоянии, здесь можно предположить участие государства.
Главное - создать критическую массу пользователей, тогда и будет решен вопрос "кому звонить по ВТ?". С этой целью необходимо подстегнуть спрос "сверху" путем создания условий для появления полноценной сети видеотелефонии, комплексно и системно используя опыт развития сетей телефонной связи, мобильной связи, передачи данных.