26.02.2010.
Защита от шума – строительный стандарт или прихоть заказчика
На страницах профильных СМИ мы часто говорим о проблемах качества строительства. Современные технологии позволяют возводить доступное и комфортное жилье, коммерческие здания и промышленные объекты. И если такое понятие как «доступность» вполне объективно, каждый потенциальный покупатель самостоятельно определяет свои возможности, то «комфортность» можно считать категорией во многом субъективной. Комфортность пребывания человека в многоэтажном здании складывается из многих факторов, важнейшим из которых является оптимальная звукоизоляция.
Звукоизоляция делится на два вида:
защита от воздушного шума и структурного (ударного) шума,
кроме того в помещениях большой площади нередко возникает эффект эхо (реверберации). Если мы говорим о комфортных условиях пребывания человека в закрытом помещении – не важно, жилье это или офис, необходимо обеспечить защиту от всех видов шумов.
Вопросы акустики являются крайне актуальными для мегаполиса – по воздуху проходят звуковые колебания различных видов; структурные ударные шумы легко распространяются по жесткой конструкции – железобетонному каркасу многоэтажного здания. Попав на одну из ограждающих поверхностей, звук легко распространяется далее по всем остальным элементам.
Как отмечают в строительных компаниях, в среднем в 80% проектов, готовящихся к реализации, достаточно грамотно решаются вопросы по тепло- и звукоизоляции. При этом лишь некоторая часть проблемы отдается на откуп самому частнику. Например, если заказчик решил оборудовать домашний кинотеатр или студию звукозаписи в квартире или коттедже, подобрать материалы и конструктивные решения ему помогут специалисты компаний-производителей изоляционных материалов в индивидуальном порядке. Другой вопрос – соблюдение нормативов по защите от шума в массовом строительстве. Зачастую одинаково недостаточную звукоизоляцию имеют как недорогие типовые проекты, так и «элитное» жилье. Следует отметить, что СНИП 1977 года «Защита от шума», которым до сих пор пользуются проектные организации при расчетах, морально устарел, а новый СНИП от 2003 года хоть и разработан, но не введен в действие. Безусловно, звукоизоляционные материалы строители используют, но не всегда полноценно. Случается, что в проекте заложен высокотехнологичный, но недешевый материал, а применяется тот, который есть под рукой, или - в целях экономии - тот, который дешевле. Нередко и рабочие на стройке не обладают необходимыми навыками работы с новыми материалами.
Что касается потребителя, зрительно дом с качественной звукоизоляцией очень трудно отличить от дома с плохой изоляцией. Так что истинная акустическая обстановка проясняется либо с помощью специальных исследований, либо уже в ходе непосредственной эксплуатации квартиры. Высокая стоимость квадратного метра и репутация строительной компании влияет на качество сооружения в целом, но не гарантирует необходимый уровень звукоизоляции в конкретной квартире.
Выбирая материалы и технологии для борьбы с шумом, необходимо четко установить его тип. По статистике гораздо большее беспокойство люди испытывают от воздействия структурного шума. При движении соседа сверху шум идет не только с потолка, но и со стен. Иногда проводимость звука в здании такова, что шум от передвигаемого стула сверху слышен столь отчетливо, как будто исходит изнутри помещения. Как правило, подобный эффект возникает из-за отсутствия звукоизолирующего слоя в перекрытии между этажами. Для решения проблемы существуют два метода – полная и частичная звукоизоляция.
Полная звукоизоляция предполагает сооружение комнаты в комнате, что позволяет максимально разорвать жесткие связи между полом, потолком и стенами. Частичная звукоизоляция предполагает устройство изолирующего слоя ограждающих конструкций, с которыми соприкасается источник шума. Примером может служить устройство системы «плавающий пол» или подвесного потолка.
Эффект ревербирации
Внутри помещений, где велика площадь открытого кирпича, штукатурки, бетона, кафеля, стекла или металла всегда слышно долгое эхо. Наличие нескольких источников звука в таких помещениях приводит к неразборчивости речи и повышенному уровню шума, что создает дискомфорт для людей. Для снижения или корректировки времени ревербирации помещения в его отделке применяют звукопоглощающие материалы и конструкции (звукопоглотители).
С акустической точки зрения звукопоглотители могут быть разделены на следующие группы:
Пористые ( в т.ч. волокнистые);
Резонансные;
Слоистые конструкции.
Пористые звукопоглотители изготавливают в виде плит, которые крепятся к ограждающим поверхностям непосредственно или на откосе, из легких и пористых минеральных штучных материалов – пемзы, вермикулита, каолина, шлаков с цементом и другими вяжущими.
В помещениях, где к внешнему виду звукопоглотителей предъявляются повышенные требования, применяются специальным образом обработанные волокнистые материалы. Сырьем для их производства служат древесные волокна, минеральная и стеклянная вата, синтетические волокна.
В настоящее время волокнистые звукопоглотители являются наиболее употребительными в строительной практике. Они являются не только наиболее эффективными с акустической точки зрения в широком частотном диапазоне, но и отвечают возросшим требованиям к дизайну помещений.