Профессиональный усилитель мощности отличается от бытового тем, что специально предназначен для работы в режиме максимальной громкости (обычно -4...6дБ от уровня отсечки сигнала), в то время как бытовые усилители рассчитаны на уровень комфортной громкости, где-то -10..12дБ от максимального уровня сигнала, который они теоретически способны развить. Если на бытовом усилителе написано 200Вт, это значит, что его рабочая мощность 50Вт, и на дискотеке в постоянном режиме максимума он сгорит. Не используйте бытовые усилители в профессиональной коммерческой сфере озвучивания! Тем более что в бытовых усилителях все защиты гораздо более примитивны, и, при выходе из строя усилителя, он может сжечь заодно и ваши колонки.
Про потери в проводах уже было сказано выше. Старайтесь ставить усилители рядом с акустическими системами, минимизируя потери мощности.
Всегда сначала соединяйте (коммутируйте) все провода, кабели и соединительные шнуры, только потом включайте аппаратуру при убранной громкости, и только после этого выводите громкость на нужный уровень. Главное правило: усилитель мощности включают последним, а выключают первым .
Распространённый случай: всё проверили, включили, начали работать... тут прибежал гитарист (ди-джей), и воткнул свою гитару ( mp 3-плеер) в открытую линию микшерского пульта. Щелчок, и Вы лишились минимум ВЧ-динамиков, максимум – усилителя с колонками...
Если на вашей дискотеке часто сгорают ВЧ динамики, внимательно присмотритесь к ди-джею (и к колонкам). Кто-то из них не на своём месте.
Высокочастотные динамики акустических систем – довольно уязвимое звено даже при правильном согласовании усилителя и колонок. Всегда есть соблазн выкрутить регуляторы ВЧ больше, чем нужно. Это связано во-первых с эффектом привыкания к их уровню, какой бы он ни был, а во-вторых с тем, что рабочее место ди-джея или звукорежиссёра часто оказывается в тыловой зоне колонок, и так и хочется услышать звук по звонче, не догадываясь о том, что в зале он и так уже звонче некуда. По чаще выходите лицом к колонкам, слушайте, и сравнивайте с тем, что Вы слышите на своём рабочем месте. Делайте это несколько раз, и каждый раз перед началом программы. Это убережёт от злоупотребления высокими частотами, а значит сохранит ваши колонки и бюджет.
Ещё есть такой магическое слово фаза . Как подключать колонки? Где плюс, где минус? Если их у Вас только две, то плюс и минус не принципиален – лишь бы синфазно, то есть там где у одной красный провод, там и у другой красный, а где у одной синий (чёрный), там и другой синий (чёрный). В противном случае Вы потеряете низкочастотную часть спектра, то есть те самые басы, особенно если акустические системы стоят недалеко друг от друга и направлены в одну и ту же сторону.
Со временем, Вы научитесь фазу определять на слух. При неправильном (противофазном) включении колонок теряются не только НЧ, - звук становится неестественным, некомфортным, как бы вывернутым наизнанку. Соответственно, в сложной системе, где много разной акустики, сфазировать нужно все колонки. Делается это по принципу от самой главной пары ко всем остальным, подключая в систему по одной-две колонки, последовательно сравнивая звучание низких частот с уже отфазированными включёнными колонками.
Не забывайте так же, что у профессиональных усилителей мощности как правило симметричные (балансные) входы, в то время как у вашего микшерского пульта или предварительного усилителя с темброблоком вполне могут оказаться выходы бытового стандарта (небалансные). Нужно удостовериться в том, что шнуры распаяны правильно, левый канал попадает в первый канал усилителя, а правый – во второй. При подключении небалансного сигнала на балансный вход следует заземлить второй незадействованный контакт входного разъёма. И на обоих каналах нужно заземлить одни и те же контакты, иначе сигнал, опять же, окажется в противофазе.