В первой части статьи о микшерахмы коротко рассмотрели терминологию, названия органов коммутации и управления звуковых микшерных пультов. Теперь рассмотрим наиболее важные технические характеристики микшеров.
Количество каналов микшерного пульта напрямую зависит от области использования. Например, в домашней студии , где звукозапись осуществляется чаще методом многократной последовательный записи разных источников сигнала, достаточно микшера с парой микрофонных входов, как можно более качественных, и парой стереопар. На микрофонных входах также неплохо иметь фантомное питание для конденсаторных микрофонов. В большой профессиональной студии звукозаписи, где пишутся оркестры будет стоять пульт каналов на 32, а то и на 64. Для небольшого клуба , в котором, тем не менее, регулярно выступают живые музыканты, понадобится звуковой пульт, минимум на 8 универсальных каналов. Если же клуб ориентирован на dj -вечеринки , достаточно будет ди-джейского пульта с 2 микрофонными входами и 2-3 стереопарами. Эстрадные концертные пульты, с которыми по концертным залам и стадионам гастролируют уважающие себя рок и поп группы будут насчитывать от 12 до 24 универсальных каналов.
Стоит также обратить внимание, каким образом производитель посчитал количество каналов звукового пульта. Например, в 10-ти канальном микшере может оказаться лишь 5 эффективных каналов. Как это получается? Рассмотрим подробнее. Пусть в микшере имеется 2 микрофонных монофонических входа, 2 стереопары, 1 вход " from type " и 1 Return (возврат с эффекта). Каждая стереопара - это 2 спаренных монофонических канала, и, даже если регуляторы параметров этих каналов полностью совмещены, принято считать, что стереопара - это 2 канала пульта, а 2 стереопары, соответственно - 4 канала. Вход " from type " или просто " type " - пережиток прошлого, возврат линейного сигнала с пленочного магнитофона, реализовать производителю этот дополнительный вход несложно, стоимости он практически не добавляет - одна кнопка и один или два разъёма, никаких регулировок, даже уровня такой вход не подразумевает, но, поскольку вход " type " стереофонический, некоторые ушлые производители также считают его как ещё 2 входа. И, наконец, Return , который Вы задействуете чтобы подключить к микшеру ваш любимый процессор эффектов, несмотря на одну ручку регулировки (уровня), так же считается 2 входами, как стереофонический вход. По сути же в такой пульт Вы можете включить лишь 2 микрофона, 2 CD -проигрывателя (плеера, ноутбука) и 1 процессор эффектов. Те есть полноценно работать на таком микшере Вы можете лишь с пятью источниками.
Структура частотной коррекции микшерных пультов также зависит от назначения микшера. Эстрадные концертные пульты всегда имеют расширенные возможности частотной коррекции (эквализации) - параметрические эквалайзеры на несколько частотных полос, от трех до пяти - для настройки живого звука всегда важны нюансы. Клубным и ресторанным певцам и актерам, работающим под минус, достаточно привычного двух- трехполосного регулятора тембра на фиксированных частотах в универсальном микшере - фонограммы уже сведены, возможности своего голоса известны, да и настройка не должна занимать много времени. Для студийного пульта самое лучшее качество эквалайзера - возможность исключить его из пути прохождения записываемого звукового сигнала, ну, а при использовании - как можно меньший шум, и как можно большая прозрачность передачи сигнала.
Касательно эквалайзера микшерского звукового пульта, в спецификации как правило отражается несколько параметров - это глубина коррекции в дБ (обычно, 12 или 15дБ), то есть насколько сильно Вы можете осуществить коррекцию тех или иных частей спектра, и собственно частоты, на которых осуществляется коррекция (например, 100Гц НЧ и 10кГц ВЧ). В больших студийных и концертных пультах частоты коррекции можно также плавно регулировать, как и глубину.
Количество желаемых посылов (ауксов) микшера зависит от структуры звукового комплекса. Для живых выступлений музыкальных коллективов ауксов, используемых в основном в качестве мониторных линий никогда не бывает много, даже если их больше 6. В домашней студии звукозаписи, если Вы пишете сами себя, аукс может так и не быть востребован, однако, при записи других исполнителей, возможно, понадобится один или несколько посылов на мониторы музыкантов-исполнителей (например, для контроля в наушники вокалисту или гитаристу). Для работы на эстраде, в малых клубах и на корпоративах, если в микшерном пульте нет хорошего процессора эффектов (эффект-процессора), один посыл будет необходим для подключения внешнего ревербератора, и второй - для мониторной линии, если она есть.
Принципиально важный параметр микшерного пульта - это общий уровень шума на выходе микшера. Общий уровень шума формируется из шума ячеек, и вычисляется как среднеквадратичная сумма шума всех задействованных ячеек пульта. Уровень шума зависит от архитектуры (структуры) микшера, и от применённой в каждом отдельном блоке схемотехники и элементой базы (то есть от стоимости). Наиболее строгие требования к уровню шумов предъявляются, конечно, в профессиональных звукозаписывающих студиях, речь идёт о таких значениях, как -100...-110дБ. Важны шумовые показатели и в концертных многоканальных пультах, где одновременно используется более 10 каналов. Универсальным же пультам бюджетных серий вполне допустимо иметь этот параметр в пределах 80...90дБ, если речь идёт о работе одного-двух радиомикрофонов под минус.
Выбирать ли микшерский пульт на крутящихся (вращающихся) регулятора х уровня или на движковых (ползунковых) фидерах (фейдерах, фидерах, от слова feeder ) - дело вкуса. В вещающей студии, или концертом зале, или театре всегда стоят пульты с ползунковыми регуляторами - они нагляднее и эргономичнее. В бюджетных сериях вполне оправданы "крутилки", а, при эксплуатации микшера в уличных условиях на открытом воздухе, вращающиеся регуляторы будут даже предпочтительнее, так как они лучше защищены от попадания вовнутрь влаги и пыли.
Микшерные пульты постоянно совершенствуются, касательно дополнительных встроенных функций и опций. Если ещё в 80-е годы встроенные процессоры обработки звука были уделом только очень дорогих моделей, то в настоящее время редкий бюджетный звуковой пульт обходится без цифрового дилея (эффекта задержки сигнала, эхо). Современные пульты все чаще оснащаются компрессорами во входных микрофонных ячейках, что действительно удобно, нужно лишь отдавать себе отчет в том, что встроенный компрессор вряд ли окажется аналогом отдельного топового компрессора того же производителя, и что подобные встроенные динамические обработки ориентированы не на студийную работу, а бюджетные проекты озвучивания небольших клубов и ресторанов.
Тем не менее, цифровые звуковые процессоры, встраиваемые в микшерные пульты (ревербераторы, Hall , Room , Plate и тд) вполне могут отвечать уровню отдельных недорогих эффекторов ( Alesis , Art , Yamaha и тд).
Возможность совместить микшерский пульт с другими устройствами звукового тракта (процессоры обработки, усилители мощности, радиоканалы) не покидала, и никогда не покинет инженеров-разработчиков. Уже сейчас существуют эстрадные станции, включающие в себя и микшерный пульт, и эффектор, и усилитель мощности, и приемники радиомикрофонов. Однако такие устройства все ещё сложны в изготовлении и настройке и дороги для потребителя. Наибольшее распространение получили активные микшеры и микшерные пульты с радиоканалами.
Бесспорно, с внедрением цифровых технологий, импульсных блоков питания и импульсных усилителей, работающих в классе Д, вес и габариты (в данном случае - толщина) микшерских пультов будут постоянно уменьшаться, а функциональность и качественные показатели - увеличиваться.
Уже нет смысла открывать спецификацию микшера, чтобы узнать его частотный диапазон, - очевидно, он будет не менее 20...20000Гц, а уровень шума будет не выше -75дБ, что вполне достаточно для клубного и эстрадного озвучивания. При выборе звукового пульта , как и при выборе многих других звуковых профессиональных устройств, лучше ориентироваться на стоимость прибора. Именно на цене микшера отражается стоимость комплектующих и качество сборки, а значит, таких параметров, как надежность и износостойкость. Политика раскрученных брэндов-производителей - предлагать под своим именем бюджетные серии микшерских пультов, которые дешевизной полностью соответствуют и сроку эксплуатации. В то время как малоизвестный производитель может предложить пульт той же конфигурации немного дороже, но зато качественней.