Домашний кинотеатр – это нечто большее, чем радиоприёмник на кухне, телевизор или видеодвойка, а порой и больше, чем музыкальный центр. Это уже не просто аппарат, при помощи которого можно посмотреть видеофильм, это многофункциональное устройство, которое заменяет собой все вышеперечисленные и, приходя в нашу жизнь, зачастую занимает довольно большую, а иногда и огромную её часть: становится местом отдыха для друзей или для всей семьи.
Про DVD и не только
Казалось бы, ещё совсем недавно, когда формат DVD лишь начинал своё победное шествие по миру, домашний кинотеатр любого уровня позволял смотреть только фильмы на DVD носителях. Причём в нашей стране лицензионные фильмы стоили запредельных денег, а пиратское их исполнение было настолько низкого качества, что возникало желание посмотреть это же кино на обычной видеокассете. В основном именно этот фактор сдерживал процесс массового распространения домашних кинотеатров. В те времена только очень состоятельные люди приобретали домашние кинотеатры и могли позволить себе собрать более-менее внушительную фильмотеку. Но сегодня прогресс, как говорится, на лицо: теперь DVD-плееры могут воспроизводить форматы DVD-Video, Super VCD и VCD, фильмы в формате MPEG-4, а также музыку в форматах CD-DA, HDCD, MP3, WMA, DVD-Audio.
Может показаться, что чем дороже плеер, тем большее количество форматов он воспроизводит. Однако дело обстоит ровным счётом наоборот. Форматы пережатого аудио, такие как MP3 и WMA, хороши для компактных плееров: за счёт ухудшения качества на диск можно записать такие файлы в огромном количестве, это достаточно удобно для поп-музыки, записи голоса, но никоим образом не подходит для классики, хороших акустических концертов или рок-исполнителей: если вы пережмёте подобные вещи в MP3 или WMA, то потеряете всю прелесть и очарование этих произведений. Конечно, если вы прослушиваете музыку на домашнем кинотеатре невысокого качества, то разница будет не так заметна, а порой и не заметна вообще. Но если у вас дома стоит хорошая система, которая позволяет воспроизводить качественный звук, то разница непременно будет заметна. То же самое можно сказать и о формате MPEG-4. Ввиду этих причин производители дорогой и хорошей аппаратуры зачастую исключают MP3, WMA и MPEG-4 из списка воспроизводимых форматов. Согласитесь, это было бы нелогично приобретать колонки самой высокой ценовой категории, тонкую, проверенную на многих дисках и тщательно отобранную аппаратуру, ставить её в специальным образом обработанную комнату, в которой созданы идеальные условия для прослушивания и слушать музыку, урезанную MP3, в которой убраны все обертоны. Самая хорошая звуковоспроизводящая аппаратура – это та аппаратура, используя которую, вы забываете, что слушаете музыку не в концертном зале.
У Образцовой как-то спросили: «Как Вам Басков?» Она ответила: «Это мёртвый голос. Там нет никаких обертонов».
Но это всё касается, как правило, ощутимо дорогих моделей, которые доступны далеко не всем и которые, наверное, стоит называть предметами роскоши. Эти предметы роскоши приобретают чаще всего аудиофилы, люди, которые живут и дышат музыкой, звуком и отдают своему увлечению большую часть жизни и ощутимую часть своего дохода. Таких людей немного, гораздо больше среди покупателей домашних кинотеатров тех, кому всего лишь необходимо, чтобы, помимо просмотра фильмов, можно было ещё прослушивать музыку - тогда вполне может подойти формат MP3 и менее дорогие компоненты, которые будут подходить под интерьер и достаточно прилично звучать, показывая довольно высокие характеристики, развивая большую мощность.
География и арифметика
Многое, очень многое зависит от правильного и сбалансированного подхода к подбору домашнего кинотеатра. Здесь надо учитывать множество факторов, которые изначально кажутся малозначительными. И даже если вы решитесь приобрести самую дорогостоящую аппаратуру, то и тогда может серьезно встать вопрос установки этой аппаратуры у вас дома. При установке аппаратуры необходимо учитывать множество мелочей. Недостаточно просто соединить проводами колонки и аппаратуру, чтобы они просто зазвучали. Нет. Провода нужно правильно проложить, так, чтобы их длина была минимальной, и при этом постараться свести на нет количество пересечений их друг с другом и сделать так, чтобы они не проходили рядом с электроприборами. Желательно также, чтобы провода не проходили рядом с сетевыми кабелями, но ввиду малореальности этого, желательно хотя бы, чтобы направление тока в проводе было противоположно направлению сигнала в кабеле.
При расстановке колонок необходимо учитывать «географию комнаты». Желательно правильно расположить громкоговорители относительно места слушателя, чтобы создать правильную же звуковую картину. На сегодняшний день во многих салонах часто рекомендуют приобретать для домашнего кинотеатра следующий комплект колонок: большие напольные (или полочные) фронтальные громкоговорители, фронтальный громкоговоритель центрального канала и два маленьких тыловых громкоговорителя. Однако это не вполне корректная комплектация домашнего кинотеатра. Небольшие колоноки на месте тыловых – это недоброе наследие декодера Doldy ProLogic. Дело в том, что именно у него на тыловые каналы, которые тогда считались малозначительными, подавался урезанный по частотам сигнал. При этом он был урезан как по верхним, так и по нижним частотам. Звук, который выходил из тыловых каналов, считался тогда вполне достаточным, приемлемым - вот и стали делать их небольшими. Сейчас, когда перемещения звука возможны не только с левого на правый фронтальный канал, но и наискось с левого фронтального на правый тыловой, старая система не подходит. При использовании более менее современных декодеров Dolby Digital, DTS и т д, настоятельно рекомендуется для достижения полного эффекта использовать на позиции тыловых колонок громкоговорители, аналогичные фронтальным, в противном случае, вы лишаете себя некоторой части удовольствия, которое могли бы получить от просмотра фильма. Да и вообще, неправильная установка может свести на нет многие плюсы приобретённой системы, то есть фактически субъективно снизить её стоимость.
Впрочем, вариантов инсталляции и использования домашнего кинотеатра довольно много. Правда, приходится признать, что они довольно условны и во многом зависят от размеров суммы, которую вы хотите потратить. Границы, конечно, довольно размыты, но, они есть.
Мультимедия, hi-fi или hi-end?
Условно рынок домашних кинотеатров разбивают на три сегмента: мультимедиа, hi-fi и hi-end. Именно условно: нельзя, например, отнести домашний кинотеатр к какой-либо из вышеперечисленных групп по количеству или размеру колонок или же по выходной мощности. Даже наличие встроенного усилителя не позволяет безоговорочно установить класс. Несомненно, главное, что позволяет определить «классовую принадлежность» аппаратуры, это ее звучание. Именно кропотливое прослушивание позволяет отличить hi-fi аппаратуру от hi-end.
Когда вы только начинаете выбирать домашний кинотеатр, возникает впечатление, что вы никогда не научитесь отличать преимущества одной акустики перед другой, кажется, что, прослушав пять усилителей, вы уже не можете решить, какой из них предпочтительнее. Конечно, опыт приходит со временем, однако, для первых шагов надо не так уж и много: буквально несколько раз протестировав в разных салонах хорошую аппаратуру, вы уже начнёте понимать, что значит «зернистость высоких» и как это, когда «не видна звуковая сцена». В прослушивании, как и в инсталляции, есть свои тонкости. Даже, пожалуй, не тонкости, а каноны, которые необходимо знать, чтобы адекватно оценить преимущества и недостатки той или иной акустики.
Первое и самое, разумеется, главное: если вы прослушиваете систему, одновременно может быть заменён только один её компонент, только при таком условии можно объективно судить о качестве тестируемого компонента. То есть, если вы в магазине выбираете себе усилитель, то надо попросить собрать цепь, в которую вы будете попеременно включать разные усилители, тогда вы получите более-менее адекватное представление о его характеристиках. Конечно, надо ещё иметь возможность все это проделать, но некоторые магазины её предоставляют. Правда, злоупотреблять тоже не стоит.
Важно правильно подобрать музыкальные произведения и фильмы, которые вы хотите прослушивать и просматривать при тестировании. Это очень важно. Часто в магазинах ставят диски, которые скрывают плохие стороны комплекта и, наоборот, демонстрируют только его хорошие качества. Вам необходимо будет подобрать несколько композиций, а может быть и дисков, которые позволили бы оценить комплект, разобрав нюансы воспроизведения, плюсы или минусы предуселения, наличие или отсутствие фона и ещё множество таких же глобальных и более мелких, но не менее важных параметров.
Отчего более мелкий параметр так важен? Представьте себе, что комплект, который вы приобретаете, некачественно воспроизводит какую-то одну частоту. Когда вы прослушиваете комплект в первый раз, невнимательно, используя диск продавца, этот недостаток может быть не особенно заметен и может не портить общую картину. А далее вы приобретёте эту систему и будете её слушать дома - и через некоторое время очень сильно этот недостаток почувствуете: ведь изо дня в день на каждом вашем любимом диске будет слышен один и тот же дефект на одних и тех же частотах.
Надо сказать, что столь тщательный подход, конечно, необходим при выборе аппаратуры класса hi-end, и отчасти hi-fi, и навряд ли применим при выборе мультимедиа. Никакой войны классов нет. Необходимы как недорогие решения, так и идеальные по звуку дорогие кинотеатры. Случается правда, что обладатели комплектов разных относятся друг к другу с, мягко говоря, непониманием. Ибо человек, обладающий hi-end системой, как правило, аудиофил и гордится не столько самой системой, сколько звуком, который она даёт. Существо породы «аудиофил» в домашних условиях отличить довольно просто. Если человек, к которому вы пришли в гости, включает аппаратуру «на полную», работа сабвуфера создает впечатление хорошего землетрясения, навряд ли это тонкий ценитель. А вот если он проводит вас в комнату, усаживает в кресло и, включив музыку на средней, иногда ближе к тихой громкости замолкает, вы слушаете музыку не пять минут, а все полчаса, то, скорее всего, вы попали в лапы аудиофилу. Но предупреждаем, хороший комплект и лёгкая привязанность к хорошему звуку любого может столкнуть на эту кривую дорожку аудиофильства. А это значит, что в вашем доме станут водиться толстые специальные журналы и книги, в Интернете вы начнёте лазить по связанным с акустикой сайтам. Все это будет отнимать у вас довольно много времени и денег, к тому же, вы можете натолкнуться на непонимание со стороны близких и родных… и т.д. и т.п.
Разумеется, качество приобретаемого комплекта пропорционально затраченной сумме денег. Но эта зависимость не всегда линейна, порой нельзя чётко отнести некий комплект к определённой группе. Например, недавно к нам в руки попал относительно недорогой комплект акустики, который по бренду, цене и многим другим параметрам смело можно было отнести в твёрдый средний hi-fi, но при прослушивании мы пришли к мнению, что этот комплект вполне можно включить в диапазон hi-end. Другое дело, что это был полочный вариант и его бы не хватило для того, чтобы «прокачать» большую комнату, 30 метров и больше, но ведь не мощность является определяющим параметром, а качество звука. Сталкивались мы и с прямо противоположными вариантами, когда большие дорогие модели громкоговорителей от известнейших брендов оказывались на поверку довольно посредственного качества с рыхлым басом, зернистыми верхами и прочими недостатками.
Компоненты
Сразу условимся, что в понятие «домашний кинотеатр» мы пока что не будем включать телевизор, плазменную панель или проектор, а будем рассматривать кинотеатр скорее с музыкальной точки зрения. Будем рассматривать его через призму звукового тракта. Всё-таки основное отличие домашнего кинотеатра от видеомагнитофона – это звук, а не видеоряд. Основную роль при этом играет не только, да и не столько наличие шестиканального (или более) звука, хотя и это не маловажно, сколько именно само качество звука.
Мы уже много говорили о качестве системы целиком, от которого и зависит уровень домашнего кинотеатра. Но общее качество складывается из качества отдельных составляющих. Поэтому, давайте рассмотрим минимальный звуковой тракт.
Звуковой тракт состоит из определённых компонентов, эти элементы неизменны в любой системе, независимо от того, говорим ли мы о мультимедиа, hi-fi или hi-end домашнем кинотеатре. Некоторые из них могут быть встроенными в другие, но всё равно их наличие в цепи обязательно:
1. DVD проигрыватель. (источник)
2. Предварительный усилитель. (орган управления. Как правило, кроме hi-end, встроен в DVD-плеер)
3. Усилитель. (компонент воспроизведения)
4. Громкоговорители. (сами колонки)
Конечно, этот в этот список можно включить дополнительные устройства, с первого взгляда расширяющие возможности и улучшающие звук, такие как, например, эквалайзер. Действительно, при помощи этого прибора мы можем где надо поднять или убрать, или же можем добавить низов. Но бытующее мнение о том, что чем больше подобных дополнительных возможностей есть в системе, тем лучше, в корне не верно. Чем меньше приборов пройдёт звук от источника до компонентов воспроизведения (колонок), тем лучше. Наличие того же эквалайзера подразумевает собой изменение изначального сигнала, что есть ни что иное, как его искажение. Поэтому оптимальным является наличие перечисленных четырёх компонентов. Многие hi-end системы состоят как раз только их них, и именно это является их большим достоинством. Хорошим вариантом является включение в цепь кроссовера, разумеется, при наличии в громкоговорителях соответствующих входов, но это уже участь очень дорогого hi-end.
Все эти компоненты, разумеется, соединяются проводами, качество которых тоже очень сильно влияет на работу всего тракта. Казалось бы, что такое провода? На что они могут влиять? А ведь при использовании качественной акустики их роль трудно переоценить. Казалось бы, что там особенного? Передаётся сигнал по медным проводам, максимум, чего можно там придумать, это поменять материал проводника, увеличить или уменьшить сечение. Но, все эти провода, даже обладающие одинаковыми техническими параметрами, звучат абсолютно по-разному. Звучат, разумеется, не они, а колонки, соединенные этим проводом. Но сути дела это не меняет. Каждый провод надо слушать и, соответственно, подбирать его под соответствующую акустику. Для примера можно рассмотреть самый простой случай. Возьмём комнату, одна стена которой заставлена стенкой, набитой множеством книг, на другой стене висит огромный мохнатый ковёр, по углам стоят напольные цветы. Эта комната считается хорошо заглушенной. Для неё вполне подойдут довольно «звонкие» или «нормальные» провода. Возьмём комнату зального типа, в которой, если что-то сказать громко, возникает металлический эффект. Звуковая волна гуляет по ней, отражаясь. Вообще в такой комнате рекомендуется делать перестановку, ломать волну, в общем, как-то глушить её. И провода там рекомендуется использовать «глухие». Отличить их, повторимся, можно только попробовав и сравнив. Чтобы их подобрать, лучше воспользоваться мнением специалиста, не полагаясь на свой вкус и цену, так как даже довольно дорогие провода могут звучать очень и очень посредственно.
Мы не случайно так упорно используем слово «система». Домашний кинотеатр – это система устройств. Как и многие другие системы, она похожа на человеческий организм. Для того чтобы организм функционировал полноценно, необходимо, чтобы нормально функционировал каждый орган в отдельности. Точно так же обстоит дело и с домашними кинотеатрами. Возьмём самый простой пример. В тракт с отличным усилителем и колонками мы поставим средней руки или даже плохой источник в лице недорогого DVD-плеера со встроенным предусилителем. И что же? С выхода плеера, мы с вами получаем низкокачественный сигнал. Он доходит (пусть даже по хорошим проводам) до усилителя, но там то мы не сможем его улучшить. А так как усилитель мы взяли высококачественный, то, проходя тракт усиления, сигнал принципиальных изменений не претерпит. И так далее, до подачи, на хорошие высококачественные громкоговорители, которые и выдадут нам тот самый изначально плохой сигнал, который мы получили на низкокачественном плеере.
Исходя из вышесказанного, можно подойти к построению системы, исходя из соображений баланса стоимости и качества. Ведь не случайно сосуществуют и прогрессируют все три сегмента рынка домашних кинотеатров. Как hi-end, так и мультимедиа комплекты имеют полное право на жизнь. Но компоненты одного сегмента не следует использовать с компонентами другого, ибо тракт более высокого качества вы испортите, а использование компонента более высокого качества в более простой системе, как правило, не имеет смысла, так как ощутимо не повышает общее качество. Так можно поступать, когда вы по каким либо причинам, как правило по финансовым, собираете систему по частям и впоследствии собираетесь приобретать высококачественные компоненты, заменяя ими худшие звенья цепи.
Первым и самым важным шагом при выборе домашнего кинотеатр является определение сегмента. Вы должны решить, мультимедиа, hi –fi или hi-end компоненты будут в него входить. Даже для людей с высоким уровнем дохода, если они хотят устроить на даче небольшую комнату просмотра фильмов, вполне будет достаточно поставить туда средний мультимедиа комплект. А уже дома можно оборудовать большой зал с высококачественным оборудованием. Если задаться целью и обойти множество магазинов, прослушать множество комплектов и прочитать множество статей, можно подобрать себе вполне достойный недорогой комплект аппаратуры, звучащий на уровне hi-end акустики. Главное не переусердствуйте. Порой случается так, что вы начинаете улавливать нюансы звука, различать, где низы рыхлые, где плотные, где слишком зажата звуковая сцена и т.д. Не надо перегибать палку. Умейте просто наслаждаться музыкой или фильмом.
Наибольшие объемы продаж в рынке домашних кинотеатров на сегодняшний день приходятся на сегмент «домашний кинотеатр в одной коробке». И это не удивительно. Домашние кинотеатры в одной коробке решают для потребителя сразу множество проблем: приобретая его, вы сразу получаете готовый домашний кинотеатр, который всего то и надо, что подключить к телевизору - и можно наслаждаться любимыми фильмами.
Если подойти к вопросу принципиально, то необходимо признать, что такая категория, как «кинотеатр в одной коробке», по сути не существует. Дело в том, что это решение, на самом деле, представляет собой не что иное, как подобранный под определённую модель DVD-плеера комплект активной акустики 5.1. Что служит критерием подбора? Первое - это совесть производителя. Потому что можно формировать кинотеатр в одной коробке, исходя из того, что на складе залежалась огромная партия такой-то модели колонок и на подходе свежая модель хорошо разрекламированного плеера. И, чтобы извлечь наибольшую выгоду из последнего события, необходимо просто собрать «залежалый комплект» и новый плеер в одну коробку, дать небольшую скидку и заявить в продажу. При помощи этой нехитрой операции убивают сразу двух зайцев: получают прибыль с новой модели DVD-плеера и продают тот товар, который до этого продать было или тяжело. Конечно, только недобросовестные фирмы поступают подобным образом и, как правило, долго на рынке они не держатся.
Второй способ подбора - это когда производитель выбирает модель DVD плеера, которая наиболее качественна и надёжна, функционально насыщена, универсальна в плане подключения, и подбирает под неё систему акустики с таким расчётом, чтобы озвучить небольшой зал, средняя площадь которого около 20 м. кв.. Как правило, домашние кинотеатры в одной коробке не рассчитаны на большие залы. Несомненно, огромное внимание при согласовании элементов уделяют и дизайну компонентов. В последнее время большинство современных домашних кинотеатров в одной коробке приобрели несколько «космические» очертания. Всё чаще и чаще они выполняются из металлических сплавов, всё тоньше становятся фронтальные колонки, устремляясь ввысь. Мода всегда диктует свои законы, и никуда от этого не деться. Впрочем, как показывает время, хорошая классика переживёт любую моду.
Есть несколько вариантов исполнения домашнего кинотеатра в одной коробке. Принципиальной разницы или определённого улучшения качества при использовании какого-то из этих вариантов нет, но, так как сами варианты есть, мы их перечислим.
Исполнение первое. Оно наиболее широко распространено в нижнем ценовом диапазоне, так как позволяет использовать наиболее универсальные и неприхотливые DVD-плееры и согласовывать их с самыми ходовыми 5.1 активными акустическими системами. В источник (DVD-проигрыватель) встраивают предусилители, процессор с декодерами многоканального звука. То есть всё, кроме усилителя, находится в плеере, и с него осуществляется управление пречисленными компонентами. А сам многоканальный усилитель мощности всех каналов находится в корпусе сабвуфера, включая, разумеется, усилитель низких частот. Соответственно, уже к сабвуферу акустическими кабелями подключаются сами пассивные громкоговорители. Обычно все шнуры, необходимые для коммутации домашнего кинотеатра, идут в комплекте, правда, их качество зачастую оставляет желать лучшего. Впрочем, уровень воспроизведения этих комплектов позволяет использовать шнуры среднего качества (не воспринимайте это слово негативно, имеется в виду именно средний уровень, не претендующий на заоблачное звучание, зачастую с заоблачными же ценами за метр).
Второй вариант исполнения на сегодняшний день встречается довольно редко. В такие комплекты уже входят готовые 5.1 маломощные акустические системы. Не только предусилители с процессором располагаются в корпусе плеера, туда также встраивают сам многоканальный усилитель. Только усилитель низких частот остается встроенным в сабвуфер, а сама пассивная акустика подключается напрямую к плееру. Как правило, эти системы имеют чуть более яркий и «музыкальный» звук, чем комплекты первого типа, но это практически не ощутимо, потому что встроенный в плеер усилитель редко бывает высококачественным.
Третий вариант исполнения отличается от второго только тем, что и усилитель низких частот тоже встроен в DVD-плеер. Это несколько удешевляет комплект, правда, в ущерб качеству воспроизведения.
Из всех исполнений, без сомнения, наиболее предпочтителен первый вариант. Эволюция «домашних кинотеатров в одной коробке» показала, что он наиболее живуч, так как встраивать в плеер какие-либо усилители - дело неблагодарное во всех планах и негативно сказывается как на дизайне, так и на качестве воспроизведения.
На сегодняшний день «домашние кинотеатры в одной коробке» лидируют по количеству воспроизводимых ими аудио- и видеоформатов. Если ранее плеерам, включаемым в домашний кинотеатр, по зубам были только форматы CD-Audio и DVD да почти не распространённые у нас в стране Super VCD и VCD (они в основном используются на Востоке, а на территории России так и не стали популярны несмотря на близость Поднебесной), то теперь плееры воспроизводят большинство музыкальных и видеофайлов. Без проблем современные плееры должны воспроизводить CD-R, CD-RW, DVD-R носители.
Возрастающая конкуренция в этом сегменте рынка вынуждает производителей с каждой новой моделью повышать качество и надёжность представляемого ими товара. Множество фирм, производящих аудио и видео оборудование, для продвижения своей продукции на рынке вынуждены придумывать всё новые ухищрения, и не только рекламные, чаще всего приходится технически совершенствовать свою аппаратуру, добавляя туда новые функции: радио, воспроизведение формата MPEG-4, подсветку всей передней панели плеера, расширенное меню, автоматическую настройку громкости колонок в зависимости от расположения и т. д. Как пример можно вспомнить ставший уже классическим симбиоз DVD-плеера и караоке. Сегодня только ленивый не встраивает в плеер микрофонный вход, а то и два, чтобы покупатели могли дома от души попеть свои любимые песни. А в своё время наличие функции караоке было определяющим фактором при выборе плеера, остальные характеристики покупатель сравнивал уже во вторую очередь.