Выбор усилителя и акустического кабеля

30.07.2008. Выбор усилителя и акустического кабеля

Мощность звука – какая мне нужна?

Почитатель хорошего звука сразу может задать вопрос: о чем вообще идет речь – можно просто посмотреть в документацию и все станет ясно. Но давайте не будет делать поспешных выводов.

Выходная мощность и сопротивление нагрузки

Выходная мощность – это произведение на выходе на тока в цепи АС. В принципе, это утверждение правильное, но не до конца. Выходная мощность будет максимальной только при определенном значении коэффициента нелинейных искажений, но производитель никогда не указывает эту величину. Это и привело к появлению пластиковых магнитол с наклейками «1000 W PMPO». Просто расчет покажет истину.

Берем заявленную выходную мощность усилителя, делим на два, а потом на число каналов. Обычно результат показывает, что в реальности выходная мощность составляет лишь 5х20, а никак не 5х100. Для озвучивания комнаты около 20 кв.м достаточно мощности в 4 Вт на канал. Вполне естественно, что этого никак не хватит для колонок домашнего кинотеатра. Для комнаты такого объема потребуется выходная мощность в 100 Вт на канал. Разумеется, если к акустической системе подвести настоящую электрическую мощность в 100 Вт, то стекла в окнах просто повылетают напрочь. Но такая громкость и не нужна. Большие запасы мощности оправданы с позиции качества звука. Мощность акустики это максимально допустимая электрическая мощность при определенном коэффициенте нелинейных искажений. Да и сама величина мощности акустики нужна только для того чтоб определить длительность работы высокочастотных головок. Можно отметить, что их звуковая катушка может греется до 200%, несмотря на использование ферромагнитной жидкости.

Чувствительность и импеданс

В таблицах порой можно найти значения измеряемые в дБ/м. Это значение звукового давления, которое АС развивает на расстоянии 1 метра при выходной мощности в 1 Вт.

Если выразится по другому, то более чувствительная акустика звучать будет громче при той же выходной мощности усилителя. Обычные бытовые колонки обладают чувствительностью от 80 до 92 дБ, а профессиональные колонки – 120 – 130 дБ. Комплексное сопротивление – он же импеданс- измеряется в Омах, и является очень важной величиной, которая показывает взаимодействие акустики и усилителя. Современную акустику выпускают с такими стандартами импеданса – 4, 6, 8 Ом. А реальный импеданс может лежать в пределах от 2-х и свыше 40 Ом. Это зависит от частоты сигнала. Понятно, что акустика с небольшим импедансом звучит громче, т.к. при той же нагрузке усилитель развивает большую выходную мощность.

На практике есть смысл выбирать акустику с импедансом 8 Ом, т.к. она минимально нагружает усилитель. И опасаться того, что мощность акустики будет меньше величины выходной мощности усилителя не стоит.

В заключении хотелось бы вспомнить поговорку: «Запас карман не тянет», эта мудрость актуальна и для профессиональной акустики.

Выбор акустических и межблочных кабелей.

Эта проблема о выборе межблочных кабелей обсуждается уже очень давно, и каждый раз она порождает огромное количество догадок, споров и предположений. Сам вопрос «как же влияет качество межблочного кабеля на качество звука?» очень напоминает бессмысленную риторику.

Участники форумных баталий обычно делятся на две категории: люди с техническим образованием и аудиофилы, те которые имеют музыкальное образование. Эти люди на мир смотрят с разных позиций, поэтому они не в силах друг друга переубедить.

Итак, о чем же, все-таки, ведутся эти споры? Есть главная аксиома электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Она является главным аргументов доказательства того факта, что межблочные и акустические кабели фактически не влияют на качество звука. По сути, все эти многостраничные баталии строятся на базе этой аксиомы. Кто-то уверен, что с помощью электроакустики можно все измерить, а кто-то чувствует нутром: что-то не так. Давайте не будем принимать чью то субъективную точку зрения и отметим ряд практических моментов в выборе межблочных и акустических кабелей

Цена

Это главный ориентир при выборе межблочных и акустических кабелей. Дело даже не в том, что дорогой акустический кабель, как бы, должен быть качественным – дело в том, что мы исходим из нашего продуманного бюджета на покупку. Со стоимостью акустических кабелей тоже не все прозрачно: существует огромное множество межблочных кабелей, причем, в широком ценовом диапазоне. Продавцы убеждают нас, что чем выше цена кабеля, тем лучше будет звучание, другие источники утверждают, что нет никакой разницы между акустическим кабелем за 10 грн и долларов. Скорее всего, истину, как всегда, нужно искать посередине. Не нужно уповать на то, что дорогой акустический кабель будет отлично звучать, так же не стоит мечтать, что купленный в переходе межблочный кабель за 5 грн зазвучит так, как положено.

Марки акустических кабелей.

Я не думаю, что этот фактор может быть решающим при выборе межблочного кабеля. Это скорее дело вкуса. Проще всего попросить продавца протестировать выбранные акустические кабеля с разными типами колонок.

Момент истины: выбор акустического кабеля

Мир акустики и мир акустических и межблочных кабелей плотно окутан мифами. Только вы сами можете определить есть ли разница в качестве звука между аудиокабелем за 10$ и за 100$. Главное рассматривать все варианты, какие только возможны и доверять своему вкусу и ощущениям.


Назад к списку статей