После завершения строительства дома и малых архитектурных форм, наступает этап планировки садовых дорожек. Садовые дорожки в общей картине ландшафта играют две основные роли: это неотъемлемый функциональный элемент и эстетически значимый компонент всего архитектурного ансамбля.
И главная задача ландшафтного дизайнера состоит в том, чтобы создать цепь взаимосвязанных путей. Грамотное, логичное построение - залог комфортного передвижения по территории участка. Основные дороги, в том числе ведущая к главному входу дома, выделяются своей шириной (до 120 см) и основательностью. Для них принято использовать брусчатку, плитняк либо их комбинации с мягкими покрытиями. Вспомогательные тропы (путь в подсобное помещение либо в глубину сада) могут быть менее выразительны. Для них часто применяется пошаговый способ мощения: плитки, натуральный камень, деревянные срезы кладутся на расстоянии около 50 см. Используется также и метод с условным названием "камень в разрыв": между элементами поверхности оставляются швы шириной 3 - 5 см, которые впоследствии заполняются песком с посаженной на него травой.
Ландшафт может быть выполнен с применением одного или нескольких покрытий, которые должны гармонировать со стилистикой архитектурного ансамбля. Используются при этом специальные тротуарные материалы. Различаются два вида покрытий: жесткое и мягкое, специфика обозначена уже в самих названиях.
Одна из разновидностей жесткого покрытия - натуральный камень - известна с древнейших времен. Сегодня для мощения используют более десятка пород камня - как в обработанном (колотом и пиленом), так и в необработанном (плитняк) виде. Соответственно и фактура варьируется от грубой шероховатой до зеркально гладкой.
Близкий по свойствам к натуральной брусчатке, но менее дорогой бетонный камень занимает свое достойное место в ряду твердых покрытий. Изделия выпускаются различных форм и размеров, что позволяет создавать и широкие прямые дороги, и извилистые узкие тропки. Кроме того, бетонный камень успешно применяют при строительстве основных транспортных "магистралей" участка. Наиболее же популярным материалом для мощения пешеходных дорожек можно назвать тротуарную бетонную плитку. От остальных видов жестких покрытий ее отличает богатое разнообразие форм и расцветок. Более того, в последнее время производители тротуарной плитки стараются, и не без успеха, преодолеть основной недостаток бетона - его относительную недолговечность - путем применения цементов высоких марок и специальных наполнителей.
Существует два основных вида бетонной плитки - вибропрессованная и вибролитая. Различные по технологии изготовления, что видно из названия, они обладают и непохожими свойствами. Главная функция вибропрессованной плитки - декор. Недостаток прочности и морозоустойчивости компенсируется эстетическими возможностями применения этого материала. Ассортимент представленных на отечественном рынке форм тротуарных плиток позволяет воплотить самые яркие и неожиданные идеи в организации ландшафтного пространства.
Вибролитая плитка значительно прочнее вибропрессованной, и связано это не только с иным, более долгим и сложным процессом созревания бетона, но и с применением вместо традиционного песка или щебня гранитной крошки и пластификаторов. Подобная плитка выдерживает около 200 циклов, что эквивалентно примерно 10 годам безупречной службы. Однако при укладке необходимо обратить внимание на то, чтобы между элементами не застаивалась вода: это может привести к преждевременному разрушению покрытия. Материал хорошо переносит значительные нагрузки, потому используется даже при строительстве дорог. Интересно, что одним из самых дорогих материалов для покрытий садовых дорожек является клинкерный кирпич (кирпич, пережженный до температуры спекания), некогда считавшийся производственным браком. Сегодня его выпускают специально для мощения и не только в виде традиционного кирпича, но и в форме плиток. Клинкерный кирпич отличается высокой прочностью и водостойкостью и имеет приятный естественный цвет.
Мощение жестких садовых дорожек проходит по единой схеме: разметка линии дорожек, снятие грунта, заложение многослойного подстилающего слоя, укладка материала поверхности. Разметка линии дорожек в соответствии с ландшафтным проектом - кропотливая работа, требующая идеальной точности. Границы прямых дорог намечаются нитками и колышками, сложных волнистых - любым светлым порошком (алебастром, песком). Затем снимается грунт. Глубина закладки основания дорожки, иначе, толщина снимаемого слоя почвы зависит от многих факторов: типа грунта, вида и толщины фундамента и покрытия, функционального назначения дорожки.
Также нужно решить, выше или ниже уровня поверхности земли будет находиться покрытие. Ландшафтные дизайнеры придерживаются в этом вопросе разных точек зрения. Одни считают, что низкие дорожки смотрятся аккуратнее и позволяют стричь газонную траву около бордюра, другие же утверждают, что в этом случае на дорожке будет неминуемо скапливаться дождевая вода. Далее на утрамбованное дно траншеи кладется многослойный фундамент. Нижний слой - основа: бетон или щебень. Верхний - песчаная подушка. Между ними прокладывают слой геотекстиля - специального материала для дорожного строительства, который препятствует вымыванию песка и обеспечивает необходимый дренаж. Специалисты рекомендуют застилать им также и дно траншеи, что позволяет предотвратить проседание щебня или гравия в грунт. Применение геотекстиля улучшает качество основания дорожки и срок его службы.
На последнем этапе укладывается собственно покрытие садовых дорожек. Для увеличения срока службы дорожек часто используется водоотталкивающие покрытия: матовое, полуматовое либо блестящее.
Мягкие покрытия - это насыпные дорожки. Преобладающим материалом для подобного вида мощения является мелкий натуральный камень: галька и щебень. Еще одна разновидность - тропы, уложенные корой или скорлупой кедрового ореха. Чем меньше фракции материала, тем удобнее идти. Подобное покрытие - одно из самых экономичных и простых в изготовлении. Покрытие кладется на подготовленное основание тонкими слоями, каждый из которых трамбуется катком или виброплитой. Недостаток мягкого мощения - недолговечность и подверженность изменениям.
В последнее время все чаще используется древесина, чаще лиственница. Данный метод мощения декоративен, но, естественно, уступает каменным и бетонным поверхностям в прочности и долговечности. Еще одна разновидность - "садовый паркет", представляющий собой квадратные либо треугольные деревянные секции размером 50 х 50 см, объединяемые в дорожку. Материал, как правило, используется для обозначения "парадных" дорожек. Также актуальны деревянные спилы, которые лучше всего подходят для живописных лесных троп. Деревянные поверхности укладываются на щебень (слой 15 см) с зазором, обеспечивающим дренаж и делающим поверхность менее скользкой. Одним из вариантов является также бетонная плитка, имитирующая дерево. Она настолько похожа на натуральное дерево, что разницу не сразу и заметишь. Благодаря бетонной основе материал не подвержен гниению.
Интересна и еще одна новинка - так называемые "литые дорожки", создаваемые по американской технологии: на бетонную основу кладут цементно-песчаный раствор с пластификаторами и красителями. На еще неуспевшую застыть поверхность укладывают специальные матрицы, с помощью которых делаются рельефные оттиски.
В заключение следует отметить, что материалы применяют как в "чистом виде", так и в комбинациях. Сочетание плитки и гальки широко используют как для основных, так и для вспомогательных дорожек. Оно не только неординарно смотрится, но и удобно в эксплуатации. В этом случае бетонная плитка укладывается соразмерно человеческому шагу, а зазоры заполняются галькой, положенной на цементный раствор. Брусчатка и клинкер также довольно часто комбинируются. Брусчатка в этом случае выступает в качестве бордюра или основного рисунка. При этом нужно учитывать, что комбинация двух или нескольких цветов всегда смотрится гораздо выгоднее, чем однотонное покрытие. Следующий вариант позволяет сэкономить довольно дорогую гранитную брусчатку. С этой целью она совмещается с бетонной плиткой.