20.11.2008.
Сервисное обслуживание электроустановок
Обслуживание электроустановок потребителей может осуществлять специализированная организация или персонал другого предприятия по договору. Обслуживание мощных источников бесперебойного питания и дизель-генераторных установок по сложившейся практике осуществляется сторонними организациями.
Обслуживание ДГУ выполняется в зависимости от наработанных моточасов и времени, прошедшего с предыдущего обслуживания. В случае, когда ДГУ находится в резерве, её запуски производятся только с целью проверки и диагностики. Периодичность проверок — ежеквартальная, полугодовая и годовая. В зависимости от периода проверки осуществляется замена топливных, масляных и воздушных фильтров, масла и охлаждающей жидкости. Также производятся различные проверки и регулировки. В зависимости от наработанных моточасов выполняются замена фильтров, проверки и регулировки ДГУ. Обслуживание по времени наработки производится через 50, 250, 500 и 1000 моточасов.
Проверки ДГУ проводятся под нагрузкой. Для этого предусматривается подключение нагрузочных реостатов. Иметь на объекте магазин нагрузочных реостатов необязательно. Таким оборудованием располагают организации, осуществляющие сервисное обслуживание. Нагрузочные реостаты размещаются на специализированном автомобиле, оборудованном комплексом всего диагностического оборудования. Проектом следует предусмотреть присоединение нагрузочных реостатов и в случае, оговоренном в техническом задании, передвижной ДГУ на время проведения регламентных работ. Нагрузочные реостаты применяются также при достаточно длительной (более 30 мин) работе ДГУ на нагрузку 30.. .40% от номинальной и менее. Возникающее при этом «коксование» цилиндров двигателя устраняется «прожиганием» двигателя при работе на номинальную нагрузку. Таким образом, обслуживание ДГУ можно разделить на плановое, проводимое в соответствии с заводскими предписаниями по графику, на сервисное обслуживание по наработанным моточасам и внеплановое, вызываемое «коксованием» и поломками.
Работы, выполняемые при техническом обслуживании ИБП, также подразделяются на плановые и внеплановые. Применительно к малым «розеточным» ИБП производится только ежеквартальное тестирование работоспособности в автономном режиме и плановая замена батарей через 3-5 лет в зависимости от типа аккумуляторов. Внеплановая замена батарей может потребоваться по результатам тестирования в случаях многократных циклов «заряд-разряд» или нарушения температурного режима в помещении. Другие работы по обслуживанию ИБП малой мощности не предусматриваются.
Работы по сервисному обслуживанию ИБП большой и средней мощности проводятся с периодичностью один раз в квартал. Производится очистка от пыли плат управления, силовых элементов, в первую очередь радиаторов мощных транзисторов, тиристоров и диодов. Осуществляется проверка болтовых и разъемных соединений. Аккумуляторная батарея проверяется на предмет протечки электролита, очищается от пыли и остатков электролита. Специальными диагностическими приборами производится проверка емкости отдельных аккумуляторов. Это достаточно трудоемкая проверка, и в соответствии с требованиями ПЭЭП её проводят 1 раз в год. Она может потребовать частичной разборки АБ и, следовательно, вывода ИБП из работы. Существует альтернатива — тестирование АБ в процессе работы ИБП. ИБП перепрограммируется в режим «battery test» («тест батарей») и переходит в автономный режим на заданное время. Система управления ИБП измеряет постоянный ток и напряжение на АБ. В соответствии с заряд-разрядными характеристиками применяемых аккумуляторов, заложенными в память ИБП при инсталляции, автоматически вычисляется емкость АБ и данные расчета выводятся на пульт или станцию мониторинга ИБП. При неудовлетворительном результате теста делается заключение о потере емкости АБ и принимается решение о её полной замене или последующей детальной диагностике с целью определения дефектных (потерявших емкость) отдельных аккумуляторов. Успешное завершение теста не означает безусловно удовлетворительного состояния АБ. Этот результат следует расценивать скорее как прогноз. Следует комбинировать автоматические и ручные тесты: автоматические — ежеквартально и чаще, ручные — 1 раз в год.
Помимо тестирования АБ производится измерение электрических параметров ИБП и при необходимости — их корректировка. При корректировке параметров ИБП применяется специализированное программное обеспечение, позволяющее осуществлять проверку и установку следующих основных параметров:
- допустимого значения диапазона напряжения на входе, не вызывающего перехода в автономный режим;
- напряжения батареи;
- напряжения на выходе инвертора;
- тока заряда батареи.
Программное обеспечение позволяет произвести считывание внутреннего журнала событий ИБП, позволяющего восстановить историю операций, проводимых на ИБП как в автоматическом режиме, так и в ручном. По журналу событий проводится анализ текущих событий с целью выявления возможности возникновения аварийных ситуаций и устанавливаются причины их возникновения.
Проверка ИБП проводится на холостом ходу. В случае необходимости возможно проведение тестирования ИБП на нагрузочные сопротивления, подобно тестированию ДГУ. Все регулировки проводятся в случае отклонений параметров от нормы, выявленных в ходе тестирования. Проверки с применением программного обеспечения проводят 2 раза в год.
Помимо проверок самого ИБП осуществляется контроль за соблюдением эксплуатационных норм на: чистоту помещения, температуру в помещении, посторонние предметы на крышках ИБП, ограничение доступа в помещение ИБП.
Сведения о готовности к пуску ДГУ, продолжительности ее работы на холостом ходу или под нагрузкой, а также результаты осмотров и проверок работы дизель-электростанции должны оформляться в эксплуатационном журнале (формуляре). Сведения о проводимых на ИБП проверках и регулировках также заносятся в формуляр.