Представьте себе такую ситуацию:
Некий офис, в который поступают 6 городских линий, но при этом сотрудников 15 человек (директор, секретарь, менеджеры, технический персонал и т.п.) и у каждого сотрудника свой кабинет или рабочее место. Естественно всем 15-ти сотрудникам не реально поставить на столы по 6 телефонных аппаратов для того, что бы сотруднику была доступна любая из шести линий. Либо если сняли в одном кабинете трубку, а нужен сотрудник из другого кабинета, то видимо кричать на весь офис «Ваааасссььь! возьми трубку» не совсем удобно и нормально. В связи с вышеописанным, цивилизация заставила технический прогресс создать устройство, коммутирующее небольшое количество телефонных линий для создания благоприятных условий работы организаций, т.е. группы лиц пользующейся малым количеством телефонных линий. Технический прогресс уменьшил объемы городских АТС до минимального уровня, и если брать вышеописанный пример маленькой организации, то получилось следующее: все шесть городских линий подключаются к процессору (далее по тексту мини АТС) который в свою очередь создает 15 телефонных линий (т.е. каждому сотруднику по линии) для того что бы поочередно иметь возможность соединить любую из городских линий с любой из 15 созданных (при этом естественно соединений с городской линией может быть не более шести т.к. городских линий шесть, а 15 созданных конкретной мини АТС созданы именно в этой системе и просто имеют возможность по очереди пользоваться этими шестью городскими линиями и не более того). При этом естественно, поскольку созданы 15 линий (далее по тексту внутренние линии) в одной системе то любая из этих 15-ти линий может связаться с другой из этой же системы, т.е. полная внутренняя связь. Все пятнадцать линий имеют свой внутренний номер для идентификации в собственной сети. И работа строится таким образом, что с любой внутренне линии можно, набрав номер другой, связаться с другой внутренней линией. А если требуется позвонить не на соседнее рабочее место, а по городской связи (в соседний дом, район и т.д.) то на внутренней линии набирается сначала какая-либо цифра, означающая для процессора (мини АТС) команду соединить эту внутреннюю линию с городской. После набора этой команды, АТС соединяет эту внутреннюю линию с городской (если конечно не заняты все шесть городских линий), сотрудник слышит гудок уже городской АТС и набирает городской номер нужного ему абонента. Вернемся к внутренним линиям. Обычно внутренние номера имеют двух трехзначный номер т.к. большее количество цифр не имеет смысла т.к. если цифр 2-е то внутренних номеров может быть не более 99, если цифр 3, то соответственно номеров может быть не более 999 (представьте себе офис с 999-ю сотрудниками – это уже не офис – а маленький город). Вот отсюда и следует следующее – город. Что такое городская АТС€ - это та же мини АТС только внутренних номеров (для Москвы, к примеру) 9999999 (т.е. семизначные номера) (в других городах стоят АТС меньше и наверняка вы уже встречали в своей жизни пятизначные номера в небольших городах, а то и четырех, шести, т.е. в зависимости от населенности конкретного города или населенного пункта). В итоге получается, что если вы звоните из Москвы – Московскому же абоненту, то вы звоните по внутренней линии внутреннему же абоненту Московской мини АТС (естественно слово мини здесь дано для ясности понимания и пример с городской АТС несет условный характер т.к. реально это выглядит значительно сложнее). А вот если вам нужно позвонить другому абоненту, к примеру, в другом городе, т.е. на другую АТС, то вы набираете команду Московской АТС соединить вас с городской линией, т.е. в Москве номер команды «8» (выход на межгород). Московская АТС соединяет Вас с федеральной АТС большого уровня (условно) в которую и входят другие АТС из других городов и идентифицируются эти АТС естественно по своему номеру – код города (для Москвы 095, для Питера 812 и т.д.) набрав идентификационный код другой АТС (код города), вы набираете уже номер внутренне абонента той мини АТС (ну опять же слово мини здесь условно). Вот в общих чертах как выглядит то, чем вы каждый день пользуетесь, т.е. телефон. Снова вернемся к нашей маленькой АТС на 6 городских линий для 15-и сотрудников. Поскольку данное изобретение было создано для удобства распределения каналов связи и их коммутации, то технический прогресс и современные процессоры позволили наделить мини АТС рядом полезных функций. Сейчас мы поочередно рассмотрим их на конкретных примерах.
Допустим такую ситуацию, что фирме принадлежат все те же шесть линий и, к примеру, две из них даются в рекламных материалах этой фирмы собственно для получения клиентов и как следствие – прибылей. Соответственно фирма заинтересована, чтобы эти линии были максимально свободные, т.е. что бы максимальное количество потенциальных клиентов могло дозвониться, что напрямую скажется на прибыли фирмы. В связи с этим имеет смысл во внутренний распорядок работы фирмы внести правило не занимать эти две линии для звонков из офиса, тем более для звонков личного характера (товарищу, подруге и т.п.). И с этой целью процессор наделили возможностью установки запрещения для выходящих звонков по этим линиям. Т.е. 15-ти внутренним линиям разрешено звонить в город только по оставшимся четырем линиям и как следствие выходящих звонков будет максимально возможное – четыре. При этом – мы установили запрещение только на выход – вход при этом работает на все шесть линий. Теперь о внутренней связи. Разберем, что мы будем делать с входящими звонками. Процессор естественно наделили возможностью автоматического соединения входящего звонка на конкретную внутреннюю линию (либо внутренние линии, по выбору, т.е. по звонку из города звонят, допустим, три внутренние линии и разговор переключается на первую ответившую). Таким образом, любую из шести городских линий можно запрограммировать, чтобы звонок с нее приходил на какие-либо внутренние или внутреннюю линию. При этом, приняв звонок на конкретную внутреннюю линию, имеется возможность перевести разговор на другую внутреннюю линию (если, к примеру, звонящий спрашивает не вас, а другого сотрудника). В этом случае вы даете команду АТС перевести линию для чего вы сначала даете команду (нажимаете на конкретную цифру либо кнопку Flash) потом вы набираете внутренний номер другого абонента – происходит соединение, при этом, поскольку вы разговор по городской линии перевели на другую внутреннюю то городская линия естественно остается занятой т.к. по ней разговаривает другая внутренняя линия, а ваш внутренний номер как следствие становится свободный и вы готовы принять на него звонок с другой городской линии или естественно с внутренней. Как правило, устанавливается режим, чтобы все городские линии приходили на одну внутреннюю линию (т.е. все шесть на одну линию) здесь мы подошли к теме системного телефона. Системный телефон это как монитор для компьютера. Т.е. он отображает (светящимися кнопками) состояние всех шести линий. Если линия занята, то она отображается красным, если свободна, кнопка вообще не горит, если линия звонит, то она мигает зеленым цветом и т.п. Если вы, к примеру, взяли звонящую первую городскую линию и по ней разговариваете и видите, что мигает вторая линия, то на системном телефоне есть возможность поставить на удержание первую линию (в линию играет музыка) и перейти ко второй линии. Также поговорив по первой линии, вы можете соединить разговор по ней с любой из 15-ти внутренних линий. Просто перевести разговор на другую линию. И так со всеми линиями. Т.е. вы видите на системном телефоне все городские линии и имеете возможность оперативно на них ответить и соединить их с любыми абонентами внутренней сети. Практически в нашем варианте это выглядит так. Устанавливается функция, что все звонки приходят на системный телефон, т.е. к секретарю. Секретарь принимает все входящие звонки и переводит разговоры на внутренние линии в зависимости от назначения звонка либо требуемого сотрудника и т.п. Т.е. происходит централизованный прием входящих звонков и их распределение по внутренним линиям. Офис работает. Теперь рассмотрим на следующих примерах другие, не менее полезные, функции мини АТС.
Немного о входящих звонках. Имеются следующие полезные возможности: Функция автоматической переадресации, по какому либо условию, а именно условием может являться: -отсутствие ответа (к примеру, секретаря нет на месте, ушла за кофеем либо еще чего, и АТС определяет, что спустя три звонка трубка не снята и в этом случае АТС переводит автоматически звонок на другую внутреннюю линию)
-занято (т.е. если внутренняя линия занята, а идет вызов из города на эту внутреннюю линию то АТС переводит звонок на другую внутреннюю линию)
Переадресация во многих АТС может иметь значительно большее количество возможных условий и возможностей. К примеру, можно установить, что при поступлении входящего звонка АТС автоматически снимает другую городскую линию, набирает заранее вами заложенный номер (даже абонента в другом государстве) и при ответе абонента соединяет напрямую звонящую линию и этого абонента (функция городской переадресации). Также можно установить функцию группового поиска, т.е. входящий вызов может искать внутреннего абонента – т.е. входящая линия звонит на какую-то внутреннюю линию, если по ней не ответили (или занято), АТС переводит на другую внутреннюю линию и так далее до тех пор, пока линия не будет взята. Существует целый ряд подобных функций, изучение которых требует уже более детального подхода.
Далее рассмотрим функцию автоматического секретаря. К большинству мини АТС возможно подключить блок непосредственного доступа к системе DISA, т.е. «авто секретарь», при этом Вы получаете следующие возможности: при входящем вызове мини АТС автоматически «снимает трубку» и включает записанную Вами информацию (например «Для того чтобы позвонить в отдел продаж наберите 112, чтобы позвонить в бухгалтерию наберите 113, если Вас интересует другая информация, мы просим вас оставаться на линии до ответа секретаря», и т.п.) и ждет ответных действий от звонящего, или, если у Вас установлен режим автоматической переадресации, на какой либо городской телефон, сообщает звонящему просьбу оставаться на линии, пока осуществляется соединение. Единственное неудобство характерное для Российских линий это то, что донабор должен быть осуществлен только в тоновом режиме. Пульсовый и тоновый режимы мы рассмотрим позднее.
Рассмотрим функции о правах доступа.
Функция запрета набора номеров междугороднего характера. Т.е. в АТС вносится цифры, при наборе которых АТС автоматически скинет линию, тем самым сообщив о невозможности совершения звонка. К примеру, можно запретить звонить по номерам, начинающимся с 8-ки (т.е. межгород) но при этом можно разрешить звонить по бесплатным номерам междугороднего характера. Т.е. вы заносите, что если после восьмерки набираются коды, предусмотренные для федеральных сотовых номеров (кривых, 901, 902, 903, 910 и т.п.), разговор по которым бесплатен для звонящего, то АТС пропускает звонок и, звонящий спокойно дозванивается до абонента. Но стоит набрать хоть одну другую цифру в коде кроме разрешенных кодов АТС не даст совершить звонок, сбросив линию.
Также есть функции, которые разрешают конкретным абонентам или абоненту прямого доступа в разговор (если какая либо внутренняя линия соединена с городской линией, то обычно другие абоненты не могут ворваться в линию), возможность отключения разговора, запрет для входящих звонков (функция «не беспокоить» допустим, идет важное совещание и т.п.), и другие функции подобного характера.
Теперь вернемся к тоновому или пульсовому режиму набора номера.
Существуют всего два режима, вышеописанные.
Пульсовый. Пульсовый набор осуществляется путем обычного короткого замыкания линии нужное количество раз, т.е. для набора единицы линия замыкается один раз, для двойки – два и т.д.
Такой набор практикуется для городских АТС в основном в странах третьего мира, Азии и естественно России, т.к. является крайне неудобным и непрактичным. Тоновый. Тоновый режим осуществляется путем посылания в линию звуковых сигналов разной тональности, т.е. для каждой цифры свой тон сигнала.
Исходя из вышеописанного, городская АТС в Москве требует, чтобы номер набирался в пульсовом режиме и, соответственно, если вы ставите на городские линии мини АТС, то следует сразу запрограммировать пульсовый режим работы станции на выход, при этом можно оставить работу внутренней сети в тоне. Следует принять во внимание, что если внутренняя сеть находится в тоне, а городские линии запрограммированы на пульс то АТС автоматически будет переводить тоновый набор в город на пульс (примечание: не все АТС наделены подобной возможностью). Поскольку плоды цивилизации и технического прогресса начали постепенно касаться и нашей с вами Родины то, как следствие появились коммерческие (частные) АТС городского характера. Которые, естественно, работают в тоне (к примеру, почти все Митино работает на тоновой АТС). Если из наших с вами вышеописанных шести линий три из них пульсовые, а три куплены у коммерческого узла (тоновые), то следует внести в программу мини АТС разделение этих линий и назначить трем пульс, а другим трем тон.
У некоторых моделей мини АТС имеется возможность подключения к компьютеру для полного контроля над исходящей и входящей связью, программа будет контролировать всех внутренних абонентов, включая фиксацию времени разговоров и набранные при этом номера (при желании программа может даже выдать счет за переговоры). В некоторых современных моделях мини АТС есть возможность передачи текстовых сообщений между внутренними абонентами, т.е. например можно запрограммировать сообщение «буду через 15 минут» или «я нахожусь на 128 внутреннем номере» и т.п. и в случае поступления входящего внутреннего вызова звонящий видит на экране своего аппарата данное сообщение, особенно удобна данная функция для секретаря (при большом количестве городских звонков секретарю не приходится искать сотрудников по офису, если сотрудника нет на своем внутреннем телефоне). Также хотим обратить Ваше внимание и на другие полезные функции мини АТС как, например функция автоматического ответного звонка, которая при освобождении номера позволяет Вам получить информацию об освобождении номера вызываемого абонента, конференц-связь без Вашего участия (Во время конференц-связи с двумя внешними абонентами Вы можете отключить конференц-связь и дать возможность двум другим абонентам продолжить разговор), возможность принудительного подключения при сигнале “занято” позволит Вам подключиться к текущему разговору между добавочной и внешней линиями.