Для того чтобы пройти через точку прохода, контролируемую системой контроля доступа , посетитель или сотрудник предъявляет идентификатор ("электронный ключ"). Специальное устройство (ридер) считывает код ключа, чаще всего ключа-карточки, и система на основании ограничений, заданных для владельца идентификатора, принимает решение о приведении в действие исполнительных механизмов и устройств, непосредственно регулирующих доступ: электромагнитных и электромеханических замков или защелок, турникетов, ворот, шлагбаумов и т.п.
Электрические замки рекомендуется использовать в качестве основного запирающего устройства в дневное время. Эти замки в отличие от механических открываются дистанционно по электрическому сигналу и используются совместно с домофонами, кодовыми панелями, считывателями карточек различных типов.
Электрозамки делятся на два класса: электромагнитные и электромеханические.
Электромагнитные замки представляют собой корпус с электромагнитом и ответную металлическую пластину. Пластина крепится на дверном полотне, а сам замок - на косяке. Электромагнитный замок удерживает дверь в закрытом состоянии за счет усилия мощного электромагнита. При обесточивании замка дверь остается открытой, поэтому для обеспечения работы в условиях пропадания питания необходимо применять блоки гарантированного питания.
Электромеханический замок имеет механический ригель (засов), удерживающий дверь в закрытом состоянии, а управление этим ригелем осуществляется относительно маломощным соленоидом. При закрытии двери взводящий ригель замка взводит имеющуюся в замке пружину, при этом рабочий ригель входит в ответную часть замка и удерживает дверь в закрытом состоянии. При подаче напряжения соленоид сбрасывает фиксатор пружины, и рабочий ригель под действием пружины втягивается в замок - дверь может быть открыта. После того как дверь будет открыта, а затем закрыта, она вновь окажется в запертом состоянии. Предусматривается режим, исключающий автоматическое запирание замков и случайное закрывание двери.
В соленоидных электрозамках ригель приводится в движение усилием электромагнита . Оборудованная таким замком дверь может быть открыта только в период действия управляющего сигнала. После снятия этого сигнала закрытая дверь останется запертой независимо от того открывалась ли она. Существуют также другие разновидности электромеханических замков: электромоторные (ригель приводится в движение электромотором с редуктором), с ручным приводом ригеля (ригель приводится в движение поворотом ручки, а электромагнит разблокирует механизм привода). Электромеханические замки могут быть накладного и врезного типа.
Электрозащелки представляют собой ответную часть замка и используются совместно с обычным механическим замком. При подаче управляющего напряжения разблокируется фиксатор электрозащелки и дверь может быть открыта при выдвинутом положении ригеля механического замка. При этом используемый механический замок не должен открываться снаружи поворотом ручки. При наличии ручки с внутренней стороны двери она может быть открыта изнутри поворотом ручки без подачи управляющего напряжения на защелку. Специальные модели соленоидных замков и электрозащелок предназначены для оборудования аварийных выходов. Такие замки открываются при пропадании питающего напряжения.
При выборе модели замка необходимо учитывать, какие помещения и для каких целей Вы предполагаете оборудовать. При этом необходимо учитывать: массу, конструкцию, материал двери, требуемую интенсивность использования, различные функциональные особенности системы, включающей замок. Все это определяет надежность и долговечность работы электрозамка.
Доводчики двери (закрыватели) служат для принудительного закрывания двери и обеспечивают надежную работу электрозамков. Регулирующие клапаны позволяют выбрать требуемую скорость закрывания двери. Для дверей разного размера можно подобрать соответствующий доводчик. Модели также отличаются конструктивным исполнением, дизайном, рядом дополнительных функций: фиксация двери в положении "открыто", ускорение в завершающей фазе закрывания - "прихлоп" и др.
Электромеханические турникеты являются традиционными исполнительными механизмами систем контроля доступа. Они применяются для оборудования входов в помещения или ограничения входа в отдельные части помещений, а некоторые модели - для ограничения входа на территорию. В отличии от двери, оборудованной электрозамком, турникет является исполнительным устройством, обеспечивающим проход людей "по одному".
Для управления электромеханическими турникетами могут использоваться пульты ручного управления, а также любые устройства контроля доступа: считыватели карточек различного типа, электронные ключи, радиобрелки, клавиатуры, приемники жетонов и т. д. Это позволяет включать турникеты в состав сетевых компьютеризированных систем контроля доступа.
Разнообразие областей применения турникетов обуславливает разнообразие их типов: от миниатюрных турникетов, устанавливаемых в автобусах, до полнопрофильных моделей высокой степени секретности для оборудования входов на охраняемую территорию и скоростных моделей с очень высокой пропускной способностью для станций общественного транспорта. Наиболее популярные модели турникетов: турникеты-триподы, турникеты-"вертушки" (роторные), турникеты-калитки.
Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками - оптимальный выбор, если Вам необходимо оборудовать проходную предприятия, банка, административного учреждения или организации и осуществлять контроль с целью пресечения допуска посторонних на свое предприятие. Они разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. В режиме однократного прохода через турникет в разрешенном направлении может пройти один человек, после чего турникет автоматически возвращается в закрытое положение. При необходимости пропуска группы лиц устанавливается режим многократного прохода в нужном направлении, возможен режим свободного прохода. Направление прохода высвечивается на табло. В случае экстренных ситуаций возможна механическая разблокировка преграждающих планок с помощью ключа или их демонтаж.
При отсутствии сетевого питания турникет переходит на работу от аккумулятора.
Турникеты-триподы - наиболее популярный вид турникета. Это обусловлено их невысокой стоимостью, компактностью. Триподы имеют современный элегантный внешний вид, легко монтируются.
Степень защиты этих турникетов относительно невысока по сравнению с более сложными моделями, т. к. преграждающую планку можно перелезть или проползти под ней. Однако, такой турникет устанавливается, как правило, в местах постоянного присутствия сотрудника охраны. Кроме того, повысить безопасность можно установкой инфракрасных датчиков, срабатывающих при попытках перелезть через турникет или проникнуть под преграждающей планкой. В этом случае срабатывание датчика вызовет сигнал тревоги, который может быть подан на сирену, в помещение охраны или включить видеозапись действий злоумышленника.
Роторные турникеты, или так называемые "вертушки", предназначены для регулирования входа/выхода на проходных предприятий, военных и специальных объектов, где необходимо полное или почти полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте: от поясных до турникетов в полный рост. Степень защиты весьма высока.
Установка двух роторных турникетов один за другим позволяет организовать шлюз-тамбур. Это удобно при необходимости жесткого контроля доступа, например, на таможне.
Роторные турникеты могут работать в автономном режиме с управлением от пульта охранника, а также в составе систем контроля доступа.
В режиме однократного прохода через турникет в разрешенном направлении проходящий толкает преграждающие планки в разрешенном направлении, после чего происходит автоматический доворот "вертушки" в исходное закрытое положение. При необходимости пропуска группы лиц устанавливается режим многократного прохода в нужном направлении, возможен режим свободного прохода. В случае экстренных ситуаций возможна механическая разблокировка преграждающих лопастей с помощью ключа.
При отсутствии сетевого питания турникет переходит на работу от аккумулятора.
Турникеты-калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах для организации свободного прохода в одну сторону и запрета прохода в другую сторону, а также в банках, учреждениях, на предприятиях для организации свободного выхода. Калитки можно использовать в системах контроля доступа, но для более полной защиты необходимо подключать к калиткам датчики прохода и организовать дополнительный контроль. Эти турникеты не разделяют поток людей по одному и после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек.
Автоматическая электромеханическая калитка с приводом автоматически распахивается по команде с пульта охраны или при срабатывании ИК-датчика. Створку при необходимости можно придержать или толкнуть быстрее.
Электромеханическая калитка без привода управляется от пульта, но при проходе створка отводится рукой. При отсутствии сетевого питания калитка работает от аккумулятора.
Механическая калитка не имеет возможности дистанционного управления и просто механически обеспечивает свободный проход в одну сторону и запрет прохода в другую сторону.
После прохода человека створка калитки любой модели автоматически возвращается в исходное положение и блокируется. В экстренных случаях калитку можно открыть обычным ключом, а створку повернуть рукой, освободив проход.
Ограждения предназначены для формирования потоков людей, ограничения зон прохода. При оборудовании проходных турникетами различного типа часто оказывается, что зона прохода перекрыта не полностью, и есть необходимость в ограждениях. Ограждения возможно выполнить в едином дизайне с турникетами. В качестве заполнений могут использоваться тонированные или зеркальные стекла с нанесением логотипа Заказчика. Ограждения легко монтируются и могут быть любой высоты и формы.
Автоматические шлагбаумы очень часто используются для оперативного управления потоками автотранспорта, регулирования въезда/выезда на автомобильные парковки, территории предприятий и организаций, торговых центров и др.
Автоматический шлагбаум состоит из стойки с силовым механизмом, стрелы и электронного блока управления. По принципу действия шлагбаумы могут быть электромеханическими и гидравлическими. Длина стрелы шлагбаума может достигать нескольких метров, для перекрытия широких проездов можно использовать два шлагбаума, установленные навстречу друг другу и работающие синхронно.
Важным параметром шлагбаума является время открывания / закрывания. В некоторых моделях предусмотрена установка на стреле элементов световой сигнализации и бордюра безопасности - резинового профиля в нижней части стрелы, чувствительного к соприкосновению с препятствием. Управление шлагбаумом может осуществляться дистанционно от кнопки, подключенного считывателя карточек, кодовой клавиатуры, с помощью миниатюрного радиобрелка.
К блоку управления могут подключаться различные элементы обеспечения безопасности проезда: фотоэлементы, индукционные металлодетекторы для фиксации факта присутствия автомобиля в заданной зоне проезжей части.
Привода для автоматизации ворот
Автоматика для ворот предназначена для обеспечения комфортного и безопасного управления воротами как бытового, так и промышленного назначения. Автоматизированы могут как уже существующие на объекте ворота, так и вновь устанавливаемые. Привода подразделяются по типу ворот: распашные, откатные, подъемно-поворотные, секционные. Кроме того, при выборе привода необходимо учитывать размер и массу ворот, а также интенсивность нагрузки.
Все привода ворот оснащаются элементами безопасности (фотоэлементы, датчики и т.п.), исключающие возможность повреждения машины, находящейся в створе ворот.
Кроме того, все комплекты автоматизации ворот снабжаются удобными устройствами дистанционного управления ворот на основе инфракрасных или радиопередающих брелков-ключей.