Если у вас достаточно большая компания и для ее нужд уже недостаточно нескольких городских телефонов, то вы наверняка уже задумывались о том, как оптимизировать работу таким образом, чтобы клиенты всегда могли дозвониться к вам в офис, а сотрудники не бегали из кабинета в кабинет, чтобы сообщить друг другу какую-то информацию только потому, что вы распорядились не занимать телефоны. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать приобретение офисной мини-АТС.
Больше функций - хороших и разных
На мой взгляд, отправной точкой при выборе АТС должен стать перечень тех задач, которые вы хотите решить, сделав это приобретение. Поэтому остановимся немного на возможностях современных мини-АТС. Сегодня их перечень может быть довольно большим, но мы рассмотрим только несколько самых распространенных.Основное предназначение станции -- коммутация вызовов, поступивших как из сети общего пользования (городская телефонная сеть), так и внутренних звонков. Однако современные станции поддерживают множество дополнительных функций, таких как автосекретарь, коммутация ISDN, CTI (управление телефонами через компьютер), конференц-связь, голосовая почта, пейджинг, ограничение доступа к платным звонкам, регулирование длительности разговора, тарификация звонков, удаленное администрирование, возможность подключения DECT-систем, тональный донабор и много чего еще…
Поясню в нескольких словах смысл последней функции. Тональный донабор -- это опция, позволяющая облегчить труд секретаря вашей фирмы. Смысл ее заключается в том, что позвонившему человеку предлагается в тональном режиме набора номера произвести набор одного из записанных в память АТС телефонов, чтобы соединиться с каким-то конкретным сотрудником или кабинетом. Наверное, вам иногда приходиться слышать: "Чтобы позвонить в такой-то отдел, наберите в тональном режиме 123". Вот это и есть тональный донабор.
Возможность подключения DECT-систем может оказаться полезной, если вы хотите построить в своей фирме разветвленную телефонную сеть. Ведь на базе телефонных аппаратов, работающих в стандарте DECT, тоже можно создать подобие офисной телефонной станции. Причем для этого даже не понадобится протягивать провода, ведь это радиотелефоны.
Что касается коммутации ISDN, то АТС с такой функцией понадобится вам в том случае, если вы собираетесь подключить ее к ISDN-линиям городской телефонной сети или у вас настолько состоятельная компания, что вы можете себе позволить аренду целого цифрового потока PRI, BRI или даже E1. Ну, а смысл остальных перечисленных выше функций понятен и без детального пояснения, так что не будем заострять на них внимание.
В чем же вопрос ?
Во-первых, обращаясь к продавцу офисных телефонных станций, нужно знать, сколько у вас в наличии городских телефонных линий и планируется ли увеличение их количества в ближайшее время, а также какие это линии -- аналоговые, цифровые или IP? Принадлежат ли все линии одному оператору связи или разным? От последнего будет зависеть наличие в АТС функции автоматического выбора маршрута для совершения вызовов с целью оптимизации затрат на связь.
Во-вторых, сколько вы хотите установить внутренних телефонов в помещении своей компании?
В-третьих, сколько человек будет заниматься администрированием будущей мини-АТС€ От этого будет зависеть количество системных телефонных аппаратов, которые могут быть подключены к станции. Все производители АТС предлагают специальные системные телефоны, которые совместимы только с АТС данного производителя и обеспечивают удобный доступ ко всем сервисным функциям станции. Кроме этого, нужно знать, что системных телефонов может быть только ограниченное количество.
В-четвертых, какие возможности офисной телефонной станции вы планируете использовать в своей работе? Ну, и, наконец, в-пятых, сколько вы готовы за все это заплатить?! В зависимости от сложности оборудования и фирмы-производителя цена мини-АТС может колебаться от 16 до 180 долларов за порт.
И - есть нюансы
Еще при выборе мини-АТС следует обратить внимание, имеется ли возможность подключения к станции источника бесперебойного питания (UPS) или аккумуляторов принтера, компьютера и так далее, а также какова максимальная нагрузка -- интенсивность трафика (количество входящих и исходящих звонков, которые одновременно может обработать мини-АТС).
Если присутствует возможность управления станцией при помощи персонального компьютера, то следует выяснить, насколько удобно программное обеспечение, предназначенное для этого (русифицирован интерфейс пользователя или нет, как реализовано управление различными функциями). Кроме того, полезно будет узнать, существует ли возможность расширения (увеличения емкости) мини-АТС и в каких пределах. Если помещения вашей компании расположены на обширных площадях (например, завод), то вам весьма полезно будет знать, поддерживает ли выбранная телефонная станция работу в распределенной сети. Поясню, что это такое.
Распределенная телефонная сеть состоит из нескольких АТС, территориально находящихся в разных местах и связанных между собой через один из межстанционных интерфейсов -- PRI, BRI, E1. На больших площадях создание распределенной сети позволит в значительной степени сократить расходы, связанные с линейно-кабельными сооружениями.
Еще одним вопросом для выяснения должен стать вопрос, имеется ли возможность управления домофоном и замком? Функция особенно актуальна для небольших фирм. Благодаря этой возможности вам не потребуется покупать отдельную систему контроля доступа в помещение. Вести разговор с посетителем и управлять замком вы сможете с любого телефонного аппарата, подключенного к АТС.
Необходимо также поинтересоваться наличием сертификата соответствия Минсвязи РФ. Вещь очень важная в свете последних постановлений и проектов министерства. К тому же это гарантия того, что вы приобретаете АТС, нормально эксплуатируемую в условиях российской связи. Немаловажен и выбор поставщика оборудования. В общих словах этот выбор можно свести к следующим критериям:
-- своевременная поставка, квалифицированный монтаж и наладка мини-АТС;
-- наличие и качество гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания (помимо гарантий продавца, изначально выясните правильные условия эксплуатации АТС. Немаловажное значение здесь играют ее реакция на резкие скачки напряжения в сети питания и климатические условия. В первом случае практически все станции отвечают "зависанием", но одни модели после этого довольно быстро возвращаются в рабочее состояние, другие приходится выключать и перезагружать, третьи перепрограммировать, а четвертые -- сдавать в ремонт. То же самое можно сказать о температурном режиме станций: если вы не хотите летом в жаркую погоду остаться без связи, то при покупке выясните, в каком температурном диапазоне АТС нормально работает, и подберите помещение для ее установки, исходя из этого);
-- время реакции специалистов сервисного центра на заявку о необходимости технического обслуживания или ремонта (посоветуйтесь с теми из ваших знакомых, у кого уже стоит мини-АТС).
Если в штате вашей фирмы нет своего специалиста по телекоммуникационному оборудованию, то вам также необходимо обратить внимание на поставляемую в комплекте с мини-АТС документацию. Если вы планируете своими силами производить настройку и конфигурирование станции, то вам просто необходимо, чтобы документация была на русском языке. Еще лучше, если и пользовательский интерфейс тоже будет русифицирован. Если же вы можете себе позволить содержание в штате компании собственного связиста, то будет достаточно иметь на русском языке только инструкцию по эксплуатации для рядовых пользователей. Документация по настройке АТС в этом случае может быть и англоязычная.