При проектировании системы центрального кондиционирования воздуха традиционно встает вопрос о выборе холодильной машины - чиллера, от уровня технического совершенства которого зависит эффективность и надежность всей климатической системы здания.
При проектировании системы центрального кондиционирования воздуха традиционно встает вопрос о выборе холодильной машины - чиллера, от уровня технического совершенства которого зависит эффективность и надежность всей климатической системы здания.
Выбрать лучший из представленных на рынке чиллеров по совокупности технических, экономических и эксплуатационных характеристик с использованием существующих математических методик оценки трудно, в первую очередь - из-за отсутствия необходимого опыта эксплуатации большинства моделей импортной техники в России. Поэтому покупать водоохладитель чаще всего приходится на основе личного опыта, ориентируясь не только на цену и заявленные технические характеристики, но и на авторитет фирмы-производителя, наличие международных сертификатов, динамику спроса на модель и другие косвенные, но весьма информативные показатели.
На рынке России работают множество компаний-производителей. Сейчас появилась новая мода – российская компания заключает с каким-либо заводом производителем чиллеров, который еще не представлен в России, эксклюзивный договор на поставки оборудования. Российская компания получает прекрасные цены и строит ценовую политику самостоятельно. Это очень прибыльно, но не очень хорошо для Заказчика.
Чтобы такое сложное оборудование привлекло внимание Заказчиков, требуется колоссальная работа по подготовке технической базы, сервисных центров, проектной документации и т.д. и т.п. Если компания не в состоянии сделать это масштабно и грамотно, то Заказчик, покупая подобные чиллера может попасть в ловушку. Через несколько лет, когда потребуется замена деталей или нечто подобное, он с трудом найдет кого-либо, кто слышал про подобную марку.
Купив прекрасный чиллер, о котором знает только одна компания в России, вы можете столкнуться с реальными проблемами. Нам доводилось слышать об одной марке, обслуживанию и наладке которой был обучен только один человек в Москве. Согласитесь, подобная ситуация не оптимальна. Конечно, любой профессионал-холодильщик сможет разобраться и наладить что угодно, но зачем усложнять себе жизнь?
Наверно, это покажется странным, но ни один чиллер не превосходит другой на голову. Мы не знаем ни одной компании, которая производила бы все комплектующие к чиллерам самостоятельно.Кроме того, в Европе есть определенные нормы, которым все представленные на рынке чиллера полностью должны соответствовать. Поэтому чиллеры близки друг к другу по качеству, особенно в первые годы использования. Самая главная проверка качества — это работа, через несколько тысяч часов работы.
Из всех сегментов российского рынка центральных систем кондиционирования рынок чиллеров растет медленнее всего. В количественном выражении темпы прироста составляют около 12-18%. Однако если перейти к «мощностному» и соответственно денежному выражению, динамика будет намного выше, в районе 20-25% в год. При этом надо учитывать, что продажи чиллеров пока не исчисляются тысячами и даже сотнями. Такую технику могут позволить себе единицы.
Основываясь на данных, полученных от своих членов, фирм-производителей, ассоциация EUROVENT дала оценку общего кондиционерного рынка всей Европы, не только стран ЕС.
По данным Eurovent общий рынок кондиционерного и холодильного оборудования оценивается приблизительно в 12 миллиардов Евро. Данная цифра включает в себя воздуховоды, терминалы, вентиляторы, холодильные камеры. Непосредственно, имея информацию из 21-й европейской страны и от 90% фирм-производителей чиллеров, рынок чиллеров оценивается ассоциацией Eurovent в 875 млн. Евро.
Американские бренды — Carrier, Trane, York, Daikin. Компании получили свою известность еще в советские и постсоветские времена, когда ими оснащались множество государственных учреждений. Оборудование исключительно дорогое. По большому счету дороже их ничего нет. Те Заказчики, которым далеко не все равно, что за табличка прикреплена к блоку, расположенному в подвале (даже если за нее придется переплатить 30%) выбирают именно эти марки. Отечественные производители только осваивают холодильную технику.
На правильный выбор чиллера должны влиять следующие факторы:
* Учитывая, что срок службы чиллеров составляет 20-30 лет, а его эксплуатация обходится намного дороже первоначальных капитальных затрат, то важен не столько бренд, сколько удобство и стоимость эксплуатации и доступный сервис.
* Сколько времени чиллер может работать без замены дорогостоящих запчастей?
* Есть ли сертифицированный центр обучения технического персонала Заказчика?
* В случае, если организация, смонтировавшая чиллер, по каким-либо причинам не обслуживает это оборудование, есть ли представительство компании-производителя, которая может взять на себя эту задачу?
Если обслуживание выполняет сама монтажная организация, то сколько стоят ее услуги, время поставки запчастей?
Поставками Чиллеров в России занимаются все крупные климатические компании. Чиллеры в линейке предлагаемого обордования обязательная часть. Разделяются компании в основном по представленным брендам.
Выбирать поставщика чиллеров можно отталкиваясь от желаемой марки оборудования, а конечным заказчикам наоборот, следует выбрать компанию с хорошими рекомендациями и опытом работы, и либо положиться на их выбор оборудования, либо настаивать на выборе оптределенной марки. Почти невероятно, чтобы монтажная компания отказала клиенту в использовании какой либо определенной марки оборудования.
Чиллер, как любая большая и сложная техника, требует постоянного обслуживания и наблюдения.
Это позволяет вводить корректирующие действия, которые не только предупреждают выход из строя оборудования, но и снижают износ и изменения в системе. Возвращаясь все к тем же самолетам, нужно сказать, что их рекордная надежность связана не столько с совершенством конструкции, сколько с постоянным обслуживанием и предупредительным ремонтом.
Чиллер, который получает столько же внимания и заботы, будет работать 20 лет, создавая в помещения прохладу, как в первый сезон.
Обслуживание и ремонт должны проводить компетентные работники с хорошим инструментом и оборудованием.
Регулярно нужно выполнять следующие действия:
1. Очистка внешнего блока (конденсатор) от уличного мусора – листья, бумага, пух и т.п.
2. Очистка внутреннего блока (испарителя).
3. Калибровка давления, температуры и расхода жидкости.
4. Проверка контактов стартеров и их действие.
5. Контроль срабатывания элементов безопасности системы.
6. Контроль состояния компрессора путем измерения сопротивления изоляции обмоток электродвигателя.
7. Анализ состояния масла и хладоагента.
8. Замена сердечника фильтра-осшуителя и масляного фильтра.
9. Осмотр клапанов, подшипников.
10. Состояние силовых электокабелей.
11. Периодически следует контролировать: Утечку фреона и воды.
12. Уровень масла.
13. Уровень загрязнения и наличие влаги в системе.
14. Количество фреона, давление и температура в системе.
15. Действие электрических приборов и клапанов.
16. Уровень вибрации.
Смотровые стекла с индикатором влажности – устройство, по которому можно определить о степени загрязненности системы и наличия в ней влаги.
Цвета индикатора:
Зеленый – нет опасных загрязнений в фреоне;
Желтый – в фреоне содержится влага;
Пузыри – недостаточное количество фреона в системе.