Не так давно безопасность торгового предприятия в основном возлагалась на охранников, поддерживающих порядок в торговом зале. Элементарная пожарная и охранная сигнализация также имели место, поскольку без них торговое предприятие невозможно было ввести в эксплуатацию. Но времена меняются, и невысокий уровень безопасности постепенно перестал удовлетворять владельцев торговых точек. Почему?
Прибыльность торговли пошла на убыль из-за того, что в борьбе за покупателя торговую наценку приходится снижать, а все торговые процессы значительно подорожали. Кроме того, с переходом на популярное сейчас самообслуживание, потери магазинов значительно возрастают, по сравнению с заприлавочной торговлей. Беспрепятственный доступ к товару, расположенному в торговом зале, практически провоцирует на кражи. Причем, не только посетителей магазина, но и самих работников магазина. Чтобы сохранить рентабельность торгового предприятия на достаточно высоком уровне, его владельцы вынуждены проводить мероприятия по сокращению потерь.
После того, как была проанализирована работа 500 тысяч незащищенных торговых точек, расчеты показали, что их потери составляют приблизительно 20-25% от чистой прибыли или 1-3% от оборота. Для некоторых магазинов это просто катастрофическая цифра. Становится ясно, насколько важны в современной торговле вопросы обеспечения безопасности и предотвращения убытков.
Если подробнее рассмотреть убытки торговой точки, их можно условно разделить на постоянные и стихийные (или форс-мажорные). Постоянные потери это:
- Потери внутренние, вызванные воровством персонала. В среднем воровство кассиров составляет 24% всех потерь, воровство складских работников при разгрузке товара — 12%, воровство в торговых залах (включая потребление продуктов на месте) — 9%.
- Потери внешние, вызванные воровством посетителей магазина, составляют в среднем 45% от суммы потерь.
- Потери административные составляют 10%. Сюда относятся махинации со стороны поставщиков, недовоз товара, фиктивный возврат товара и т.д.
Стихийные потери оценить в процентном соотношении очень трудно, вероятность их возникновения неизвестна. К ним относятся убытки от пожаров, взломов, нападений на кассиров и инкассаторов.
Правильно выстроенная комплексная система безопасности (КСБ), внедренная на торговом предприятии, помогает минимизировать или даже полностью исключить какие-либо из вышеперечисленных убытков. КСБ представляет собой совокупность индивидуально подобранных оперативных и технических мер, направленных на борьбу с каждой разновидностью убытков. Рассмотрим их подробнее.
Оперативные меры КСБ
- Организация службы безопасности, без которой невозможно представить себе современное торговое предприятие. К задачам службы относится оперативное реагирование во время чрезвычайных ситуаций, дежурство, применение при необходимости технических средств безопасности.
- Выявление нарушений порядка на объекте.
- Организация вневедомственной охраны, действующей на договорной основе. Наиболее часто для этого выбирают вневедомственную охрану МВД.
Технические средства КСБ
- Система охранного видеонаблюдения. Предназначена для оперативного контроля ситуации на объекте с помощью группы видеокамер. При этом есть возможность записи отснятого видеоматериала и его последующего просмотра.
- Защитные рамки, предотвращающие воровство покупателей. Для усиления эффективности рядом с ними размещаются видеокамеры охранного видеонаблюдения. Таким образом можно зафиксировать вора, который в одиночку попытается обойти защитные рамки.
- Система контроля и ограничения доступа, помогающая предотвратить несанкционированный проход посторонних лиц в служебные помещения магазина. В некоторые помещения можно санкционировать доступ только ограниченной группе работников. Кроме того, данная система помогает отслеживать перемещение сотрудников из помещения в помещение, а также отмечать время их прихода и ухода.
- Система, предотвращающая кассовые потери. Она служит для контроля за работой кассира и предотвращения возможных махинаций с его стороны. Ведется видеонаблюдение за кассовым столом и фиксируется изображение информации, выбитой на чеке. Можно отслеживать работу кассира в реальном времени и выполнять ретроспективный просмотр записи.
- Пневмопочта, помогающая организовать безопасную инкассацию кассовой выручки, направляя денежные средства с каждого кассового аппарата в главную кассу.
- Система охраной сигнализации, выявляющая несанкционированный проход лиц в служебные помещения и оповещающая об этом нарушении милицию и службы безопасности.
- Система пожарной сигнализации, способная на начальной стадии выявить очаг возгорания и сообщить об этом службе пожарной охраны или службе безопасности.
- Система оповещения, предназначенная как для трансляции объявлений и фоновой музыки, так и для оповещения о чрезвычайных ситуациях, например, о пожаре. С помощью системы оповещения можно управлять эвакуацией людей посредством голосовых инструкции.
Несколько слов скажем и про адекватность мер безопасности. Необходимо, чтобы возможности КСБ в полной мере соответствовали той угрозе, которая нависла над торговой точкой. Не нужно устанавливать необоснованно дорогую аппаратуру, окупаемость которой составит более 5 лет. Но это вовсе не означает, что надо пользоваться примитивными мерами для отпугивания воров. Обе крайности нередки среди владельцев магазинов.
Тщательный подбор средств КСБ поможет избежать лишних затрат и предотвратить именно те ситуации, которые действительно приносят беспокойство и серьезные убытки конкретному торговому предприятию.