Объектив видеокамеры представляет собой один из важнейших комплектующих элементов системы видеонаблюдения. От правильности его выбора в определяющей степени зависит эффективность работы всей системы. При выборе обращают внимание на следующие параметры:
Фокусное расстояние
От фокусного расстояния зависят два параметра: масштаб изображения, видимого на экране, а также угол зрения. Масштаб изображения в охранных видеосистемах позволяет нам решать такие задачи, как, нaпpимep, pacпoзнaвaниe фигуры человека в полный его рост на противоположном конце сектора, за которым осуществляется наблюдение. Другой пример: при распознавании государственного номерного знака автомашины также играет решающую роль именно фокусное расстояние объектива.
В системах охраны степень вероятности распознавания должна быть максимально близка к 1. Поскольку ничего идеального в мире не существует, примем необходимый нам показатель за 0,99. Для его достижения, рисунок фигуры человека на экране обязан занимать не меньше 10 процентов от высоты экрана. Отсюда следует, что величина плоскости картинки по вертикали должна вдесятеро превышать человеческий рост – то есть, составлять около 18 метров. Для 1/3" камеры с полярно-зарядовой связью фокусное расстояние (в миллиметрах) определяется дальностью (в метрах), помноженной на 0,2.
Часто бывает, что выбранный масштаб не обеспечивает необходимого угла зрения. В таких случаях, для начала, следует выбрать оптимальное местонахождение камеры и ракурс, под которым она расположена относительно наблюдаемых объектов. Для того, чтобы точно подобрать хотя бы минимально допустимый масштаб, тем самым увеличив зрительный угол (для камер, находящихся внутри помещений, это особенно важно), используют варифокальные объективы.
Наконец, вместо одной камеры можно установить две. Дело в том, что нет никакого смысла стремиться к чрезмерно большим углам обзора. Объективы, обладающие углом зрения более 90 градусов, очень сильно, «бочкообразно» искажают изображение по краям, и какое-либо распознавание становится при этом невозможным.
Светосила и управление диафрагмой
Светосила объектива и величина его диафрагмы непосредственно влияют на качество получаемой картинки. Объектив с диафрагмой 1,4 обеспечивает в 16 раз более светлое изображение на мониторе, чем модель с диафрагмой 5,6.
Для камер, функционирующих при искусственном освещении, годится объектив с ручным управлением диафрагмы. Однажды ее настроив, в дальнейшем можно уже не беспокоиться. В то же время для камер, установленных на улице, нужна автоматическая регулировка. Связано это с тем, что освещенность наблюдаемой площади под открытым небом в течение суток многократно меняется, и камера непрерывно подстраивается под нее, обеспечивая качественное изображение.
Существует два способа управления диафрагмой: по видеосигналу (Video) и прямой (DC). Преимущество второго из них состоит в том, что лишь объективы с прямым управлением способны «умно» компенсировать фоновую засветку.
Минимальное относительное отверстие закрытия диафрагмы
Величина, о которой идет речь, существует до 1:300 и, в отдельных случаях, даже до 1:2000. Чем ниже это значение, тем большего динамического диапазона освещенности можно добиться, с целью избежать эффекта засветки. Для высокочувствительных камер это представляется особенно важным. Поэтому они комплектуются так называемым спот-фильтром, позволяющем избежать дифракции на диафрагме, которая способна «размыть» получаемое вами изображение.
Типы объективов, используемые в CCTV
Их три: объективы с неизменным фокусным расстоянием, варифокальные объективы и зум-объективы (трансфокаторы).
Объективы второго типа характеризуются тем, что фокусное расстояние в них меняется совсем немного – как правило, простым поворотом кольца, осуществляемым вручную. Трансфокатор же представляет собой гораздо более сложный прибор, с диапазоном фокуса, достигающим 20 и более крат.
В практическом применении, трансфокаторы позволяют, к примеру, издалека рассмотреть не только факт проезда автомобиля через ворота на проходной, но и его номер, а также лица сидящих в нем людей. Однако существенным недостатком объективов данного типа является дороговизна. Поэтому для решения описанной задачи лучше использовать две разных камеры наблюдения – с широкоугольным и длиннофокусным объективами. Это обойдется вам гораздо дешевле.
Выбор производителя
Если даже такие простые вещи, как домашние тапочки кустарного производства, могут отличаться низким качеством и даже представлять опасность для здоровья, то что уж говорить об объективах видеокамер, применяемых в системах видеонаблюдения? Компании по их производству бывают заслуженными, известными на весь мир – а бывают и вовсе никому не известными. Среди заслуженных производителей объективов для CCTV можно выделить, в первую очередь, фирмы Carl Zeiss, Pentax, Canon, Fujinon. Их продукция обходится несколько дороже, однако в эту стоимость включены расходы на соблюдение жесточайших производственных требований, строгий контроль на всех этапах производства, соответствие международным стандартам качества ISO 9001, наличие у конструкторов разнообразных сортов стекол, организацию деятельности распространенных по всему миру сервисных центров.
В данном случае, как никогда, важен принцип «Скупой платит дважды». Приобретение объектива сомнительного происхождения может обернуться множеством потерь. Иной раз встречаются даже обещания типа: «Этот объектив лучше, чем цейссовский, так как его разрешение обеспечивает гораздо большее число пар на миллиметр». Это вполне может оказаться правдой. Однако продавец никогда не расскажет вам о том, что такой объектив абсолютно не способен адекватно отображать малоконтрастные изображения. И так далее, и так далее. Одним словом, сотрудничать стоит лишь с производителями, которые по-настоящему дорожат своей вековой репутацией.