31.10.2008.
Системы речевого оповещения для лечебных учреждений
Зачем в больнице комплексные системы?
Изначально согласно нормативным документам, а именно НПБ 104-2003 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», лечебные учреждения с количеством койко-мест свыше 60, с посещением поликлиник свыше 90 человек в смену и при высоте здания выше 2-х этажей - оборудуются системой оповещения людей о пожаре 3-го типа. В таком случае предусмотрено речевое оповещение . А в случае если здание превышает 6 этажей необходимо также предусмотреть разбиение оповещения на зоны. Также рекомендовано использовать систему автоматического оповещения людей о пожаре для передачи сигналов о чрезвычайных ситуациях от органов гражданской обороны и МЧС. На этом нормами и законами ограничимся.
На самом деле больницы стараются создать для своих пациентов наиболее комфортные условия обитания. Говоря об оповещении – это легкая фоновая музыка, передача объявлений и информации. При этом надо учитывать вкусы конкретного пациента и настраивать звуковую среду согласно особенностям конкретного лечебного отделения. Для экономии средств, простоты обслуживания при проектировании систем оповещения стоит использовать минимальный набор оборудования, которое будет выполнять максимальное возможное количество функций.
Под комплексными системами подразумеваются технические решения для выполнения разнообразных задач.
Акустическое окружение больничных палат
Особое внимание в лечебных учреждениях следует уделять пациентам. Трансляция нескольких программ фоновой музыки с возможностью выбора, а также регулировки громкости непосредственно пациентом – одна из основных функциональных задач оповещения для комфортного окружения. В случае если палаты не одноместные желательно предусмотреть прослушивание через наушники для отдельно взятого больного. Несколько программ радио, возможность прослушивания звукового сопровождения телепрограмм транслирующихся по телевизору и главное возможность выбора создадут наиболее приемлемые условия для пациентов.
Так как изначально система предназначена для речевого оповещения о пожаре и других экстренных ситуациях, в ее возможности обязательно должна быть заложена функция принудительного включения трансляции сообщений либо от оператора, либо заранее записанного текста, причем с заранее отрегулированным уровнем громкости. Однако принудительная трансляция в палаты должна касаться только экстренных сообщений, ведь объявление типа: «Доктор Барменталь, подойдите к телефону, Вам звонит жена.» абсолютно не уместны для в больничной палате. О передаче такого рода сообщений мы поговорим позже.
Если разговор заходит об устройстве пульта управления звуковым сопровождением у каждой больничной койки, то целесообразно предусмотреть возможность вызова медсестры, или даже акустической, двухсторонней связи с постом персонала. Если речь заходит о тяжелобольных, то не лишней будет также возможность подключения к пульту управления звуком аппаратуры контроля состояния пациента.
При проектировании систем оповещения следует учитывать первоначальную, основную цель такой системы – оповещение о чрезвычайных ситуациях. Поэтому источники звука должны располагаться не только у каждого пациента отдельно, но и распределяться по всему помещению классически на стенах и потолках, для создания необходимого по нормам пожарной безопасности звукового давления.
Необходимо учесть повышенные требования в больницах к чистоте и стерильности и подбирать оборудование которое возможно подвергать мытью и дезинфекции, в том числе и средствами содержащими хлорку.
Несмотря на огромное количество требований, реализовать такие проекты возможно, хотя это и довольно дорого. На рынке представлены уже готовые комплексные решения, такие как: Stentofon(Zenitel) производства британской фирмы Speakerbus; корейские разработки Inter-M и Jedia; и наконец отечественная - West-Call и т.д. Выбор есть – аналоговая или цифровая система, дорогая или подешевле.
Звуковая среда общих помещений
Если для больничных палат общие объявления не уместны, то для коридоров, холлов и других общих помещений они вполне приемлемы. Можно объявить о приглашении конкретного пациента пройти на прием к врачу, или объявить об окончании времени посещения, с просьбой покинуть посетителей здание. Такими микрофонными станциями следует оснастить каждый пост медперсонала, каждый кабинет. В большом количестве станций управлений заключается особенность построения системы, ведь не надо забывать, что те же громкоговорители должны передавать сообщения о чрезвычайных ситуациях и обеспечивать трансляцию команд управления эвакуацией.
Решение построения такой системы оповещения напрашивается само собой – большое количество программируемых вызывных станций. На самом деле это дорого и к тому же можно решить проблему по-другому. Отдельная станция, как правило, будет передавать сигнал только в одну зону, но также можно использовать системы однозонных устройств и подключить основной канал оповещения в приоритетном режиме подачи сигнала. Другой вариант – применение реле принудительного включения или “override relay”, в этом случае динамики будут принудительно включаться на линию центрального оповещения, но мощность аппаратуры установленной на центральном посту, в этом случае, будет дублировать мощность однозонных систем. Проблем с построением такой структуры не должно возникнуть, сложность может возникнуть при интегрировании с системами оповещения в палатах, двухсторонней связи с медперсоналом. Но и эти проблемы решаемы, ведь производители включают в свои разработки возможность интерфейсной связи с другими, смежными системами.
Решение проблемы поиска персонала
Поиск персонала по территории клиники еще одна задача которая обычно решается с помощью систем речевого оповещения. Проблема заключается в том, что служебные сообщения, которые совершенно привычны, например, в супермаркете, не приемлемы для больничных палат, кабинетах врачей и специалистов, да и в местах общего пользования лечебных учреждений тоже будут выглядеть странно. Решение может быть осуществлено при помощи локальной пейджинговой сети, ведь современные пейджеры оснащены такими функциями, как: двухсторонняя связь, вплоть до обмена речевыми сообщениями; контролем состояния тела владельца, и многими другими. Такие пейджеры уже довольно давно используют на производствах, где работники выполняют свои обязанности в одиночку и на вредных и опасных производствах. Такие активные пейджеры защищают владельцев от преступных посягательств, травм в результате несчастного случая. Если владелец долгое время остается неподвижным или оказался в горизонтальном положении, пейджер автоматически передает сигнал на центральный пост управления, что позволяет срочно принять меры по оказанию помощи. Также такие аппараты имеют функцию передачи сигнала оповещения о пожаре или других чрезвычайных ситуациях. При поиске персонала бывает важно просто знать место его нахождения – зачем вызывать медсестру, которая находится на другом этаже, когда рядом есть другая. Наиболее приемлемо решить эту задачу с помощью систем контроля и управления доступом применяя считыватели с большим радиусом действия. Персоналу будет обеспечен проход в помещения с ограниченным доступом без промедления, к тому же с занятыми руками, а пациенты, которые нуждаются в постоянном наблюдении, при помощи не съемных браслетов, будут постоянно находится в поле зрения, а также под контролем будет состояние их самочувствия.
Разработки контроля места положения персонала, или пациента с ограниченной дееспособностью с помощью системы контроля и управления доступом осуществить достаточно просто, таких готовых решений довольно много, затруднение может возникнуть при интегрировании СКУДа с пейджинговой системой, хотя такое совмещение логично и желательно. Однако существует довольно большое количество пейджинговых систем которые сами определяют и отображают в какой зоне находится абонент.