Корпоративная интернет-телефония

27.06.2007. Корпоративная интернет-телефония

Не так давно на телекоммуникационном рынке появилась и стала успешно развиваться новая услуга в области связи — корпоративная интернет-телефония. Слово «корпоративная» в названии этого способа телефонной связи означает, что она ориентирована в первую очередь на организации.
 
В интернет-телефонии, как и в обычной телефонии, есть оператор связи — организация, предоставляющая услуги связи, и абоненты — люди или организации, которые этими услугами пользуются, то есть непосредственно осуществляют телефонные звонки.
 
Речь сейчас идет не о звонках с персонального компьютера, когда пользователь компьютера устанавливает на своем ПК специальную программу и для осуществления звонков, берет наушники и микрофон. Так звонить тоже можно, но чаще всего для абонента это гораздо менее удобно, чем снять трубку привычного ему телефонного аппарата и набрать на нем нужный номер. К тому же качество связи в данном случае зависит от быстродействия компьютера, а также от количества запущенных на нем программ. Речь также не идет о звонках через так называемые телефонные карты.
 
Услуга интернет-телефонии позволяет абонентам, как и раньше, делать звонки с обычных телефонных аппаратов. То есть при переходе на данную систему человек, делающий звонки, вообще может не заметить, что в телефонной связи, которой он пользовался, что то изменилось. Если компания имела офисную АТС, как сегодня чаще всего и бывает, то способ осуществления звонка либо изменяется незначительно, либо вообще остается прежним (в зависимости от модели АТС).
 
Чем такая интернет-телефония отличается от обычной проводной телефонной связи? В привычной, классической, схеме оператор связи протягивает провода, предназначенные только для предоставления телефонной связи, от своей телефонной станции до места, где находится абонент. В самом простом и самом распространенном случае на каждый телефонный номер нужен свой телефонный провод, то есть абонент не может получить больше телефонных номеров, чем есть в наличии проводов (соединительных линий) между ним и телефонной станцией оператора связи. Естественное и, видимо, непреодолимое ограничение этой схемы состоит еще и в том, что переезд абонента автоматически приводит к изменению его телефонного номера (исключения возможны только при условии, что там, куда переехал абонент, присутствует тот же самый оператор связи, и у него есть желание и технические возможности перенести номер на новое место).
 
Схема предоставления услуг интернет-телефонии совершенно другая. Единственный провод, который для этого нужен, — тот, по которому абонент получает доступ в Интернет. Обычно, если в компании к Интернету подключены несколько компьютеров, такой провод включают в так называемый хаб (HUB) — устройство, которое как раз и позволяет подключить к одной интернет-линии несколько компьютеров. К тому же хабу подключают все компьютеры, которые должны иметь выход в Интернет.
 
Чтобы завести в компании интернет-телефонию, надо подключить к хабу еще одно специальное устройство. Оно связывает обычные телефонные аппараты с компьютерными сетями, в частности с Интернетом. Называют такое устройство голосовым шлюзом.
 
Внешне голосовой шлюз представляет собой коробочку размером (в среднем) с обычный кнопочный телефон (иногда немного больше, иногда меньше — в зависимости от марки и модели шлюза).
 
Как правило, существует возможность одновременно подключить к одному голосовому шлюзу несколько телефонных аппаратов — от двух до тридцати двух. Для этого у голосового шлюза есть соответствующее количество разъемов, которые выглядят как разъемы обычных телефонных линий и ведут себя подобным же образом. Разъемы голосового шлюза называются портами. Таким образом, если вы узнаете, что у голосового шлюза восемь портов, то значит, данный шлюз даст вам восемь дополнительных телефонных линий, к которым можно подсоединить восемь телефонных аппаратов одновременно.
 
Итак, голосовой шлюз связывают с сетью Интернет и к нему подключают обычные телефонные аппараты. Голосовой шлюз настраивают на взаимодействие с оборудованием оператора связи, который будет предоставлять услуги абоненту (услуги телефонной связи, а не услуги доступа в Интернет). И все! Можно звонить и принимать звонки. С точки зрения абонента это выглядит так, как будто у него в офисе просто появились дополнительные телефонные линии, к которым он вправе подсоединить обычные телефонные аппараты или свою офисную АТС.
 
 
Вопрос в том, зачем абоненту городить весь этот огород. Тому есть несколько причин, и не в последнюю очередь финансовых. Немало компаний пользуются междугородной и международной связью, ежемесячно отдавая в местную телефонную сеть суммы от 100 до 10 000 долларов, в то время как многие операторы интернет-телефонии, заинтересованные в привлечении клиентов, предлагают тарифы, которые на 50–80 % ниже. Таким образом, абонент может сократить расходы на телефонную связь в два-четыре раза.
 
Конечно, для этого требуется дополнительное оборудование (голосовой шлюз), за которое надо заплатить дополнительно. Если компания тратит на свои звонки в другие города и страны 300 долларов в месяц, а при переходе не интернет-телефонию такие затраты составляют 100 долларов, то голосовой шлюз стоимостью 300 долларов окупается за полтора месяца. А если расходы компании равны 2000 долларов в месяц? Голосовой шлюз для означенных объемов будет стоить около 1500 долларов. Окупаемость — месяц с небольшим, после чего компания получает 1200–1500 долларов дополнительного ежемесячного дохода.
 
Существует альтернативный вариант экономии средств на междугородных звонках — телефонные карточки (ПИН-коды). Абонент приобретает специальную карточку или заключает соответствующий договор на обслуживание с оператором связи. Для осуществления звонка в другой город или страну надо набрать сначала определенный телефонный номер в своем городе, затем — свой личный секретный пароль (ПИН-код), и после этого ему предоставляют возможность сделать междугородный звонок по сниженному тарифу. Этот вариант не требует никаких финансовых вложений. Минусами здесь являются очевидные неудобства — сложность набора и дополнительное время, уходящее на набор местного телефонного номера и пароля. Тем более что выбор абонента в данном случае ограничен только операторами связи, присутствующими в его городе.
 
Необходимо отметить, что обрисованную выше систему, связанную с использованием карточек и ПИН-кодов, часто тоже называют интернет-телефонией, так как операторы связи, предоставляющие данную услугу, используют Интернет для снижения себестоимости звонков. Это вносит некоторую путаницу в дело, и чтобы избежать ее, определимся с терминами. В дальнейшем интернет-телефонией будем именовать предоставление услуг абоненту через голосовые шлюзы, а схему с применением ПИН-кодов — парольной схемой.
 
Итак, если для использования парольной схемы абоненту нужен местный оператор связи, то для корпоративной интернет-телефонии географические ограничения отсутствуют. Абонент может находиться в одном городе, а оператор — в другом. Зачем это абоненту? Все дело в свободе выбора. Весь исторический опыт говорит о том, что чем больше конкуренция на рынке, тем лучшие условия предлагают потребителю. И если в столице количество операторов связи исчисляется десятками, то во многих других городах абоненты не настолько избалованы предложениями, что отражается как на тарифах, так и на отношении операторов связи к своим клиентам. В этом случае возможность воспользоваться услугами столичного оператора становится существенным преимуществом интернет-телефонии.
 
Разница между парольной схемой и интернет-телефонией проявляется также в скорости соединения. Чтобы воспользоваться парольной схемой, нужно затратить дополнительное время. Оно требуется, во первых, чтобы дозвониться до станции оператора связи и, во вторых, чтобы ввести ПИН-код. В случае интернет-телефонии все гораздо проще: абонент, как и раньше, просто набирает «8», затем код города и номер телефона в городе. Соединение устанавливается даже быстрее, чем по обычным телефонным линиям.
 
Больше вопросов в области интернет-телефонии обычно возникает в связи с обеспечением должного качества связи. В традиционной телефонии разговаривающие абоненты соединены между собой постоянным каналом связи, который появляется в момент установления соединения и остается установленным в течение всего разговора.
 
В интернет-телефонии ситуация совершенно иная. Чтобы передать голос через сеть Интернет, передающее устройство представляет голос в виде цифр, которые оно отсылает приемному устройству примерно 50 раз в секунду. Такая посылка с цифрами называется пакетом. Каждый пакет приходит получателю независимо от других пакетов.
 
 
Пока пакет путешествует через Интернет от передающего устройства к приемному, он может попасть в пробку. Поэтому иногда одни пакеты доходят к цели быстрее, чем другие. Конечно, это очень маленькие промежутки времени. Например, типичное время доставки пакета между Москвой и Омском — 0,05 секунды, и оно изменяется от пакета к пакету в среднем на 0,005 секунды. Однако, если не принимать никаких мер по исправлению данной ситуации, она самым прискорбным образом скажется на качестве звука — абонент будет воспринимать это как дрожание, прерывание или неразборчивость речи собеседника.
 
Данная ситуация обуславливает появление повышенных требований к оборудованию, используемому для организации интернет-телефонии. Оно должно помимо преобразования голоса в цифровую форму и обратно выравнивать информацию, поступающую неравномерно приходящими пакетами. Кроме того, данное оборудование должно убирать эхо, а также правильно передавать сигналы набираемых на телефонном аппарате цифр.
 
Сегодня голосовые шлюзы для интернет-телефонии являются продукцией не одного десятка компаний — производителей электроники. Марок и моделей становится с каждым годом все больше. Они различаются как количеством одновременно обслуживаемых телефонных линий, так и своими возможностями по обработке голоса. Как выбрать подходящий вариант? Каждая модель имеет определенные технические характеристики, и некоторый предварительный отбор можно производить по ним. Однако практика показывает, что субъективная оценка качества связи (то, как пользователи оценивают это качество на основании своего личного опыта) может сильно различаться даже для тех моделей, технические характеристики которых идентичны. Поэтому, принимая решение относительно каждой конкретной модели голосового шлюза, пока трудно обойтись без личного тестирования или опроса пользователей, уже работавших на этом оборудовании.
 
Огромную роль в вопросах качества интернет-телефонии играют параметры линии связи, соединяющей абонента с его интернет-провайдером (с той организацией, которая предоставляет абоненту доступ в Интернет, а не с той, которая предоставляет ему услуги интернет-телефонии). Играют роль в первую очередь скорость передачи данных и надежность линии связи. Самыми популярными на сегодняшний день являются выделенная линия, ADSL, оптоволоконная линия, радиоканал, спутниковый канал и доступ через модем по обычной телефонной линии (интернет карточки, dial-up).
 
Доступ в Интернет через модем по обычной телефонной линии (dial-up) не отвечает требованиям, необходимым для обеспечения достаточно высокого качества телефонной связи. Спутниковый канал может дать достаточно высокую скорость передачи данных, но он неудобен из-за значительных задержек (0,7–1,5 секунды). С точки зрения абонента это выражается в необходимости увеличивать паузы в речи, чтобы каждый собеседник мог однозначно понять, когда другой закончил высказывание. Радиоканал обычно обеспечивает подходящую для интернет-телефонии скорость передачи данных и приемлемые задержки, но часто он является ненадежным, возникают сбои в передаче данных. С точки зрения интернет-телефонии это приводит к обрыву телефонных разговоров и пропаданиям фрагментов речи.
 
Если абонент подключен к сети Интернет по оптоволоконной линии, это почти стопроцентная гарантия того, что качество интернет-телефонии у него будет практически неотличимо от качества обычной телефонной связи.
 
Часто доступ в Интернет организуют с использованием имеющейся у абонента телефонной линии и специальных модемов (ADSL-модем), позволяющих поддерживать высокоскоростной интернет канал, не мешая работе на этой линии обычного телефона. ADSL — канал доступа в Интернет, как правило, может быть взят для организации интернет-телефонии. Нужно обратить внимание на следующий фактор. У линии ADSL скорости отправки и получения информации различаются, причем, как правило, в несколько раз. Скорость передачи всегда меньше. Поэтому нужно убедиться в том, что эта наименьшая скорость является достаточной для устройства интернет-телефонии.
 
Выделенная линия Интернета (предоставляется по специальному сетевому кабелю) почти всегда удовлетворяет требованиям, предъявляемым интернет-телефонией. Нужно убедиться лишь в том, что оборудование провайдера, предоставляющего данную линию абоненту, не перегружено. Это можно определить, измерив процент потерь информации в часы пик и определив время доставки пакетов.
 
Все же самый лучший способ узнать, как что то работает, — попробовать. Думаю, всегда стоит провести реальное тестирование связи непосредственно из офиса абонента, прежде чем подписывать договор на обслуживание. По крайней мере, опыт нашей компании говорит о реальной пользе такого предварительного действия. Таким образом сразу становится ясно, каков будет результат работы в данном конкретном случае.
 
Реальный опыт в тестировании и подключении говорит о том, что в большинстве случаев, если компания подключена к Интернету по выделенной линии, ADSL или оптоволокну и при использовании подходящих голосовых шлюзов, интернет-телефония дает качество связи, практически не уступающее классической телефонии. А иногда бывает и так, что качество интернет-телефонии превосходит качество обычной связи, например если у абонента были старые и слабые телефонные линии. С учетом снижения расходов на междугородную и международную связь в два-четыре раза без дополнительных неудобств, присущих парольной схеме, интернет-телефония сегодня становится очень привлекательным выбором для организаций, активно использующих междугородные коммуникации. Тем более что в этом случае у компании освобождается часть имеющихся городских линий, которые были применены для исходящих междугородных звонков. Теперь такие телефонные линии можно брать для приема большего количества звонков от клиентов без каких бы то ни было дополнительных затрат.


Назад к списку статей