Диспетчеризация

25.05.2007. Диспетчеризация

Любое современное здание, будь это жилой дом, торговый офисный, центр, или спортивное сооружение обязательно содержит солидный объем инженерного оборудования. Причем число инженерного оборудования непрерывно увеличивается. Все это происходит по той причине, что с каждым днем неуклонно повышаются представления об уровне комфорта во время пребывания человека в здании.

Сегодня обеспечением безопасности, защищенности здания от внештатных ситуаций, а также поддержанием необходимых санитарно-гигиенических условий, занимается множество разнообразных подсистем инженерного оборудования, которые, в свою очередь, характеризуются достаточно большим набором технологических параметров и сигналов управления, требующих круглосуточного контроля. Все эти системы в совокупности образуют систему жизнеобеспечения здания.

 

В общем случае, подобная система включает в себя следующие подсистемы:

  • кондиционирования и вентиляции воздуха (вытяжные и приточные системы, центральные кондиционеры, кондиционеры доводчики: регуляторы воздушного потока, тепловые завесы);
  • теплоснабжения (котельные установки или индивидуальные тепловые пункты (ИТП));
  • водоснабжения, канализации, водоподготовки, дренажа (различные станции управления насосами);
  • пожарная и охранная сигнализации;
  • электроснабжения и электроосвещения (дизель-генераторная установка, трансформаторная подстанция, распределительные устройства, электрообогрев трубопроводов, лотков водостока и воронок, мощные источники бесперебойного питания);
  • лифтовое оборудование;
  • возможны дополнительные подсистемы.

Система диспетчеризации позволяет наблюдать за работой представленных подсистем в реальном времени. Диспетчеризация позволяет контролировать различные процессы, происходящие на удаленных объектах, изменять параметры устройств, которые обслуживают данные объекты, а также просматривать протоколы их работы. Диспетчеризация охватывает информационные системы, включающие базы данных предприятия и (или) оборудование.

Для сбора и последующей обработки данных используются программируемые контроллеры, поддерживающие разнообразные стандарты передачи данных. Такие контроллеры работают в двух режимах: независимом, без внешнего управления и зависимом, совместно с центральным пультом управления.

Система диспетчеризации инженерных объектов бывает двух типов:

      локальная;
      удаленная.


Локальная диспетчеризация позволяет передавать технологические данные как от одной, так и от нескольких инженерных систем на компьютер оператора (пункт диспетчеризации). В данном случае мы имеем замкнутую систему, т.е. оборудование и пульт управления размещены на одном объекте или в одном здании. Зачастую локальную диспетчеризацию называют автоматизацией.

Удаленная диспетчеризация позволяет осуществлять передачу параметров от одной или нескольких автоматизированных систем с территориально удаленных объектов на центральную станцию диспетчеризации, с помощью различных каналов передачи данных. Удаленная диспетчеризация может применяется для объединения нескольких зданий, имеющих локальную диспетчеризацию.


Система диспетчеризации позволяет организовать плотное взаимодействие между различными подсистемами инженерного оборудования, она также выполняет автоматизированный оперативный контроль и управление. Необходимость создания подобной системы очевидна.

Использование системы диспетчеризации тем оправданее, чем шире спектр инженерного оборудования объекта. Общее количество параметров управления и контроля современного здания или комплекса зданий временами достигает нескольких тысяч. Поэтому подход, в случае которого автоматизация контроля и управления производится за счет отдельных локальных контроллеров, смонтированных отдельно или встроенных в оборудование просто недопустим.

Диспетчеризация делает работу систем жизнеобеспечения необыкновенно эффективной, практически сводя к нулю процент использования ресурсов нерациональным способом, кроме того контроль технологических участков осуществляется детально, что позволяет заметно снизить затраты на ресурсы, получив, при этом, дополнительную прибыль.

Эффект от внедрения комплексной системы диспетчеризации не заставит себя ждать. Он проявляется в виде снижения потребления энерго-, теплоресурсов и эксплуатационных затрат, а также значительного повышения производительности труда сотрудников предприятия за счет создания высокого уровня комфорта и  отличных условий работы.

Диспетчеризация обеспечивает  учёт потребления ресурсов, современный сервис,  согласованную работу всевозможных автономных систем, входящих в инфраструктуру дома, офиса, здания или посёлка, а также производит многоуровневое оповещение в случае возникновения аварийной ситуации.

Стандартная система диспетчеризации состоит из шкафов автоматики (ША) и диспетчерского пункта. В свою очередь шкаф автоматики вмещает в себя свободно программируемый контроллер, оснащенный модулями ввода-вывода, который обеспечивает функции управления, а также сбора данных с определенного инженерного оборудования.

Расположение и число шкафов автоматики определяется для каждого здания отдельно, и, в основном, зависит от его планировки и места установки технологического оборудования. Наиболее удачен вариант установки шкафов автоматики в непосредственной близости от инженерного оборудования.

Зачастую, шкафы автоматики комплектуются как по топологическому, так и по функциональному принципу. Топологический принцип базируется на утверждении "контролирую все, что рядом". Зато функциональный принцип расположения позволяет одному ША обрабатывать сигналы либо с одного агрегата, либо с группы однотипных устройств.

Функциональный подход немного дороже топологического. Однако он бывает просто необходим на крупных объектах, в том случае, если обслуживающий персонал поделен на независимые эксплуатационные службы, которые в соответствии с установленным регламентом имеют право обслуживать только свои подсистемы.

Наряду с представленными выше подходами имеется возможность управления жизненно важными узлами здания при помощи резервирования управляющих и информационных каналов модулей ввода-вывода (в среднем 10 - 20% запаса), также возможна установка отдельных контроллеров на каждый агрегат системы.

Диспетчерский пункт вмещает в себя один персональный компьютер, оснащенный специализированным программным обеспечением. Все контроллеры ША связаны с компьютером диспетчера через локальную технологическую сеть (ЛТС). Топология подобной сети не имеет ограничений, она напрямую зависит от условий наиболее экономичной прокладки кабелем. Количество сегментов в сети, а также число подключаемых контроллеров практически не ограничено.

 

Под термином Спутниковый Интернет, обычно понимается технология доступа в сеть Интернет с использованием спутников связи и спутникового модема (спутникового терминала), который устанавливается у пользователя и который подключается к компьютерам.

Различают асинхронный спутниковый Интернет и двусторонний спутниковый Интернет (полноценный, классический). При подключении к Интернету по асинхронной схеме пользователь получает через спутник только входящую информацию. Передача исходящей информации осуществляется посредством дополнительных каналов связи (модем Dial-Up, GPRS, наземная сеть и т.д.). При работе по классической схеме (двусторонний спутниковый Интернет) прием и передача информации осуществляются через спутник, поэтому никаких дополнительных каналов не требуется.

Спутниковый Интернет, как и следует из самого названия, подразумевает связь напрямую через спутник. Поэтому место установки спутникового модема значения не имеет (только при подключении к Интернету по полноценной двусторонней схеме, см. выше) - главное, чтобы он находился в зоне обслуживания спутника. При этом значения не имеет также наличие и состояние местных сетей связи. Другими словами, спутниковый Интернет можно использовать в самых труднодоступных местах - в тундре, в тайге, вдали от населенных пунктов.

По мере того, как Интернет находит все большее применение в различных областях, возникает вопрос о способах подключения к этой сети. Спутниковые терминалы начинают использоваться практически везде - ими пользуются компании (для обеспечения связью удаленных филиалов в регионах), автозаправочные станции, школы, Интернет-провайдеры и Интернет-кафе (в качестве как основного, так и резервного канала связи), сети розничной торговли, различные предприятия и организации. Спутниковые терминалы успешно применяются для подключения к Интернету и телефонизации поселков, а также используются частными лицами в коттеджах, загородных домах и на дачах. С каждым днем появляются все новые и новые области применения технологий спутникового Интернета.

С пользовательской точки зрения различий нет никаких - Вы получаете точно такой же доступ в Интернет и пользуетесь теми же Интернет-программами, к которым уже привыкли дома или в офисе. Существует одна особенность, присущая все системам спутникового Интернета - это небольшая временная задержка при передаче информации. Она обусловлена временем, необходимым для передачи сигнала на спутник и обратно, а также обработки сигнала. Однако эта задержка, составляющая около 500 - 600 мс , сопоставима с временными задержками, с которыми сталкиваются обычные пользователи Интернет. Поэтому пользователи спутникового Интернета практически не замечают никаких задержек. Задержки могут быть ощутимы, например, при разговоре по спутниковому телефону, работающему через геостационарный спутник связи.

Неоспоримое преимущество спутникового Интернета состоит в том, что Вы можете установить спутниковый терминал в любом географическом месте (в пределах зоны обслуживания спутника), в т.ч. даже там, где нет будет работать никакая другая связь.

Посмотреть зону обслуживания спутникового Интернета.

Какое спутниковое оборудование устанавливается у пользователя? Кто производит оборудование?

У пользователя устанавливается спутниковый терминал, включающий в себя параболическую спутниковую антенну (спутниковая тарелка, устанавливается на крыше / фасаде здания), спутниковый модем (находится внутри помещения, к нему подключаются компьютеры и / или телефонные адаптеры), а также набор соединительных кабелей.


Назад к списку статей